Главная » Файлы » Рефераты » Литература и культура [ Добавить материал ]

Своеобразие женских характеров в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
[ Скачать с сервера (33.0 Kb) ] 20.04.2011, 12:00

Своеобразие женских характеров в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Введение

В своем романе «Война и мир» Л. Н. Толстой не затрагивает ни глобальных вопросов, ни философских или социальных направлений его времени. Он показывает нам русское общество в начале прошлого столетия. Наша задача — рассмотреть образы, созданные автором, и дать характеристики некоторым лицам, а именно женским характерам, которые встречаются на страницах романа.

Героини множества написанных романов обладают самыми разнообразными характерами со всевозможными оттенками. Это и дети, наивные и очаровательные, не знающие жизнь, но, несомненно, украшающие ее. Это и практичные женщины, знающие цену материальных благ и умеющие достигнуть их. Это и готовые игрушки для первого встречного, кто скажет им слово любви, кроткие, нежные создания. Это кокетки, играющие чужой любовью, и страдалицы, безропотно угасающие под гнетом, и сильные натуры. Но все же русской женщине отведена очень скромная роль. Авторов интересует ее обаяние, молодость, красота, ее любовь к герою. Она постоянно теряется за ним; когда оканчивается любовь, оканчивается и роль женщины, и автору не остается ничего другого, как свести ее со сцены. Она может быть не героиней, а второстепенной личностью: сестрой, матерью, дочерью. Интерес, который она вызывает, несравненно слабее. Ее чувства не могут быть описаны теми яркими картинами и горячими красками, которые могут увлечь читателя.

Многие писатели пытались создать идеал русской женщины, но все эти попытки оказывались безуспешными. Гоголь в своей «Уленьке» дает лишь бледную картину, тень. Ольга в «Обломове» и Елена в «Накануне», хоть и живые личности, но живут в сознании неудовлетворенности жизнью и тоски по чему-то лучшему. При первом слове мужа, что так должно быть, Ольга покоряется. Елена же уходит за любимым человеком, как поступали многие русские женщины. Редкие женщины, поднявшиеся над уровнем потребностей и способностей своего пола, не могут составить еще тип, пустивший глубокие корни в жизни. Героини, созданные в произведениях русской литературы, — лишь бледные контуры, которые не могут сложиться в образы, полные жизни. Такие образы, возможно, еще появятся в будущем.

Изображая жизнь такой, какой она была, Л. Н. Толстой не пытался создать идеал. В романе «Война и мир» он рисует несколько характеров русской женщины в начале нынешнего столетия. Они изображены с большой глубиной и верностью психологического анализа и жизненной правдой. Это не идеальные, а живые женщины. Мы понимаем, что именно так они должны были чувствовать, мыслить, поступать.

Из всех женщин, встречающихся в романе, особого внимания заслуживают княгиня Болконская, ее невестка, княжна Марья, и Наташа Ростова.

Маленькая княгиня Болконская

Маленькая княгиня Болконская — одна из самых очаровательных женщин в Петербурге; когда она говорит, беличья губка ее так грациозно притрагивается к нижней, глазки ее так светлы, детски капризные выходки так милы, кокетство так игриво: обо всем этом необходимо упомянуть, потому что в этой губке, глазках, выходках и кокетстве — вся маленькая княгиня. Она — один из тех прелестных цветков, назначение которых украшать жизнь, одна из тех милых детей-куколок, для которых жизнь — сегодня бал у одной княгини, завтра раут у другой, толпы поклонников, наряды, болтовня о последнем спектакле и анекдот при дворе да легкое злословие о фальшивых зубах одной графини и волосах другой. Никогда ни одна серьезная мысль не мелькнула в этих светлых глазках, ни один вопрос о значении жизни не слетал с этой мило приподнятой губки. Этот прелестный цветок перенесен из взрастившей его теплицы и украшает собою жизнь князя Андрея Болконского, это дитя-куколка — жена и готовится быть матерью. Князь Андрей — человек мыслящий; он привык останавливаться перед каждым явлением жизни, отдавать себе отчет в каждом впечатлении и доводить это даже до болезненности, и этот человек — муж очаровательного ребенка-куколки. Как это случилось, автор нам не говорит. Вероятно, он, как и всякий смертный, увлекся игривым кокетством хорошенькой куколки и, благодаря романтическому духу времени, украсил свое увлечение громким именем любви, нашел в этой детской болтовне и смехе смысл, в этих хорошеньких глазках — много чувства и мысли и вообразил, что эта куколка есть именно подруга, созданная для него. Разумеется, он не замедлил убедиться в своей ошибке. Мы застаем их через полгода после свадьбы. Хорошенькая куколка и после замужества осталась тою же хорошенькой куколкой. Близость с таким человеком, как князь Андрей, не принесла решительно ничего маленькой княгине. Она и с мужем выделывает те милые штучки невинно-игривого кокетства, как и с идиотом Ипполитом Курагиным; муж обращается с нею с холодной вежливостью, как с посторонней женщиной. Он тяготится жизнью, в которой нет простора его силам, мечтает о славе, о подвигах, а она пристает к нему с упреками, отчего мы женщины всем довольны и ничего не хотим. Он собирается ехать в армию, потому что война — единственно доступный ему путь к его целям, а она плачет тоном обиженного ребенка, зачем он покидает жену свою в таком положении, — и без того, при помощи ее дяди, он мог бы устроить себе блестящую карьеру и быть флигель-адъютантом! Разлад между ними растет, страдают оба. Страдает маленькая княгиня, насколько может страдать, когда забудет о балах, поклонниках и придворных новостях; она все-таки любит своего мужа, насколько ее маленькое сердечко способно любить, как любила бы всякого прекрасного молодого человека, который бы сделался ее мужем. Избалованная светом, вероятно, избалованная дома, как все хорошенькие невесты, привыкшая к поклонению, к обожанию, она ожидала того же от мужа, она оскорблена его холодностью и пренебрежением. «За что ты ко мне переменился, я ничего тебе не сделала»,— упрекает она. И в самом деле, за что ему было меняться к ней. Глазки ее так же светлы, кокетство так же мило игриво, беличья губка ее все так же, грациозно слетая, притрагивается к нижней, она по-прежнему очаровательна, поклонники беспрестанно уверяют ее в том. За что же мужу не любить ее, особенно теперь, когда она приобретает новые права на любовь его, готовясь быть матерью его ребенка? Никогда не понять этого ее хорошенькой головке. Л. Толстой показывает свое отношение к таким женщинам в словах князя Андрея: «Эгоизм, тщеславие, тупоумие — вот женщины, когда они показываются, как они есть», и следующий совет приятелю: «Никогда не женись, брат, пока ты не скажешь себе, что ты сделал все, что мог, и до тех пор пока ты не перестанешь любить ту женщину, которую ты выбрал, пока не увидишь ее ясно. Женись стариком никуда не годным, а то пропадет все, что есть в тебе хорошего и высокого, все истратится по мелочам».

Из этих слов может создаться впечатление, что Толстой, вложивший их в уста князя Андрея, считает любовь чем-то вроде темной воды, застилающей зрение, и роковой, неотразимой силы, переворачивающей всего человека. «Если ты ждешь от себя что-нибудь впереди, — продолжает он свои жалобы, — то на каждом шагу ты будешь чувствовать, что для тебя закрыто все, кроме гостиной, где ты будешь стоять на одной доске с лакеем и идиотом». Сложно понять, почему неудачная женитьба могла закрыть все, к чему стремился человек. Но, может быть, в этом выражено отношение автора к такому типу женщин?

«Гостиная, сплетни, балы — вот тот мир, из которого я не могу выйти», — жалуется князь Андрей далее. Но почему же? Если жена его не могла жить без этого мира гостиных, сплетен и балов, то разве она не могла жить в них без него? Ведь он сам сознавал, что жена его — «одна из тех редких женщин, с которыми муж может быть спокоен за свою честь», маленькая княгиня не заразилась нравственною распущенностью своего круга, блестящей представительницею которой была великолепная красавица Элен Безухова. Ее кукольное сердечко не могло увлечься сильным чувством к человеку, способному внушить его. Не то она поняла и оценила бы мужа, и ей незачем было бы далеко искать. Элен Безухова — хорошенькая женщина, окруженная поклонниками, — неизбежно делается предметом сплетен. Князь Андрей, презирая на словах этот мир гостиных, балов и сплетен, на самом деле преклонялся перед его законами. Ради этого, уезжая в армию, он поступает с женой совершенным деспотом: отвозит беременную женщину к отцу своему, которого та страшно боится, разлучает ее с друзьями, привычками, чтобы избавить ее от ухаживания идиота Ипполита. Маленькая княгиня, насильственно вырванная из родного ей мирка, скучает невыносимо в деревне, хотя сознание, что она готовится быть матерью, могло бы открыть ей другой мир ощущений, надежд, мыслей, который не одного ребенка превращал в женщину. Автор часто упоминает о ее счастливом спокойном взгляде беременной женщины, который смотрит внутрь себя, но взгляд этот не отражает ни одной разумной мысли об ожидающих ее обязанностях, ни тревоги о том, достойна ли она их, ни одно слово, доказывающее это, не срывается с ее теперь неграциозно оттянутой беличьей губки; она даже сердится на свое положение, когда приезд светского красавца напоминает ей о ее родном мире гостиных, успехов, поклонников, и она, как «боевой конь, заслышавши трубу», готовится предаться привычному галопу кокетства и чувствует, насколько оно мешает ее милым ребячествам и игриво-кокетливым выходкам. Даже в минуту разрешения, в которой она могла бы приготовиться, она остается тем же жалким ребенком: она пугается и плачет детски-капризными и даже несколько притворными слезами, умоляя всех разуверить ее, что это не то, «нестрашное, неизбежное то». Она умирает в родах. Муж возвращается с воскресшим чувством любви к куколке-жене.
Категория: Литература и культура | Добавил: kosoi1331
Просмотров: 766 | Загрузок: 255 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]