Главная » Файлы » Рефераты » Литература и культура [ Добавить материал ]

Зодчие Санкт-Петербурга XIX века
[ Скачать с сервера (15.5 Kb) ] 18.04.2011, 21:38

Зодчие Санкт-Петербурга XIX века

Введение

Величественные здания и сооружения, парки и целые города возникли не сами по себе, а в результате длительной строительной деятельности людей. Эта деятельность заложила основы архитектуры в нашем теперешнем представлении.

Однако архитектура заставляет не только задуматься, но и удивиться. Взглянув на пройденный ею путь, мы увидим тысячи людей, каждый из которых хоть на шаг продвинул строительное искусство вперед. Среди них не только архитекторы, но и инженеры, математики, художники, садовники…

Архитектура – это не только  результат труда отдельных выдающихся личностей, это плод длительного и напряженного труда, в котором участвовали все эпохи и народы.

В лучших творениях архитектуры разных времен целесообразность и красота являли собой выразительный художественный образ. Он необъяснимо воздействует на наши чувства, делая красоту сооружения не холодной абстракцией, а прекрасной реальностью, доставляющей радость людям.

19 век для Петербурга разделен на две эпохи: эпоха классицизма, и эпоха модерна. Становление нового стиля в Петербурге запаздывало по сравнению с ведущими зарубежными школами. Реальные проявления черт модернизма прослеживаются с конца 1890-х годов. Истоки петербургского модерна лежали в западноевропейской архитектуре.

Каждое принимаемое авторское решение непременно должно быть логически мотивировано, обосновано. Архитектурное творчество не может не опираться на разумные посылки, оно – следствие предварительных умственных усилий автора, воспринимающего существо задачи, конкретные ее условия.

Целью нашей работы является: раскрытие и описание созданных творений и побудительные мотивы этого творения.

 

1. Возникновение зодчества

Прошли тысячелетия, прежде чем были созданы, выверены и отработаны употребляемые сегодня архитектурные формы, строительные материалы, конструкции и методы возведения зданий и сооружений.

Строительная деятельность определяет характер труда, отвечающий духовным и материальным потребностям человечества.

Первым жилищем, которое появилось у наших далеких предков, пытавшихся укрыться от непогоды и врагов, были пещеры, созданные самой природой. Будучи наделенными от природы разумом, сообразительностью и предприимчивостью, первобытные люди начали возводить и искусственные сооружения для жилища.

В зависимости от климата, местных строительных материалов и степени развития производительных сил общества человек создавал самые различные жилые постройки.

Но все это еще не архитектура, это лишь продукт строительной деятельности человека, продукт, предназначенный для удовлетворения сугубо утилитарных целей.

Современного человека не удивишь ни оригинальностью конструкции этих построек, ни тем художественным впечатлением, которое они производят.

Сегодня, мы не можем утверждать, что конструкция этих сооружений отличается большим остроумием и технической целесообразностью. С точки зрения эффективного использования свойств материала камень, работающий на изгиб и к тому же положенный плашмя, обладает значительно меньшей прочностью, поскольку лучше всего работает на сжатие.

Каменная конструкция возведена обществом людей для удовлетворения духовных потребностей.

Строительство приобретает вид определенной общественной потребности и получает художественную (идейную) трактовку. Вот в этом единстве строительного дела и искусства возникает Архитектура, или, как ее еще называют, Зодчество.

Конечно, мегалитические постройки древних внешне еще очень далеки от тех сооружений, которые сегодня мы  относим к произведениям архитектуры. Тем не менее, по своей сути они являются уже, так сказать, носителями архитектуры. Архитектура начала свое триумфальное шествие через столетия и эпохи.

 

2. Русский классицизм

Дворцовая площадь Петербурга. Величественно возвышается здесь Александровская колонна – памятник победы в Отечественной войне 1812г., сооруженный по проекту А.А. Монферрана в 1830-1834 гг.

Ствол колонны вытесан из одного куска гранита и весит около 600 т. Колонна ничем не укреплена и держится в вертикальном положении только благодаря собственной тяжести. Эту махину установили на площади в течение ста минут с использованием простейших механизмов – кабестанов (особого рода воротов).

Широкий размах строительства в стране, а также народные традиции русского зодчества определили национальные традиции русского классицизма, его реалистические основы.

Произведения русской классической школы в архитектуре второй половины 18 и первой трети 19 века, характеризуются единством функциональной, технико – конструктивной и эстетической сторон, эмоциональной выразительностью конкретного образа и глубокой человечностью и теплотой.

Здания, возводимые в новом стиле, отличаются большой строгостью, простотой форм и величавостью.

 

2.1. Чарлз Камерон

Чарлз Камерон – архитектор, ученый, тонкий знаток и исследователь античной архитектуры – был приглашен в Россию в 1779 году. Здесь он прославился как зодчий.

Чарлз Камерон работал в период становления и развития нового стиля – классицизма, когда в Петербурге и его окрестностях строили Ринальди, Баженов, Старов, Кваренги, Фельтен.

Родился Чарлз Камерон в обеспеченной шотландской семье. Под руководством отца семь лет – таков был срок ученичества – изучал строительное дело, осваивал организацию работ, составлял сметы, контракты – кондиции, нанимал мастеров. Он приобрел профессиональные навыки строителя.

Он считал, что архитектура – искусство, выражающее, воплощающее грандиозные и великие идеи, что бедность замысла и посредственность выполнения снижают ее ценность, что архитектура всегда очень точно характеризует эпоху.

Петербург конца 18 века поразил Камерона. Он впервые увидел просторы Невы, раскинувшийся на ее берегах современный европейский город. Всюду велись работы – гранитом облицовывались стены Петропавловской крепости и набережные Невы, рядом с недавно построенным Деламотом Малым Эрмитажем возводился по проекту Фельтена Большой Эрмитаж. Неподалеку сооружался Мраморный дворец Ринальди.

На Васильевском острове, на берегу Невы, строилась Академия художеств, уже сформировалась застройка Невского проспекта до берегов Фонтанки. Одновременно решались важные градостроительные проблемы, улучшалась планировка всех районов Петербурга.

Создание «античного дома» поручили Камерону, ему рекомендовалось использовать в работе проекты Клериссо. Но Камерон никогда не копировал чьих бы то ни было работ, он лишь внимательно просмотрел большую коллекцию и начал работу над своим проектом.

В 1780 году проект Камерона утвердили, и весной началось строительство ансамбля царско-сельских терм: Холодных бань с Агатовыми комнатами, Висячего сада и галереи.

Все эти события и предшествовали события 19 века.

 

2.2.  А.Д. Захарова – Адмиралтейство

Среди замечательных произведений классицизма начала 19 века по праву можно назвать гениальное творение зодчего А.Д. Захарова – Адмиралтейство, в котором, как в фокусе, отразилась вся архитектурная эпоха.

 Это произведение ознаменовало высший расцвет классической школы в русской архитектуре и поставило А.Д. Захарова среди зодчих его времени на одно из первых мест.

Проект «грандиозной реконструкции» старого Адмиралтейства, раскинувшего свои  производственные корпуса на берегу Невы, был представлен Захаровым и принят к исполнению в 1806 г.

А в 1823 г. город украсился великолепным зданием со стройной башней, увенчанной позолоченным шпилем, - Адмиралтейство вошло в ансамбль центра города и в панораму Невы как неотъемлемая часть, сыграв огромную градостроительную  роль в общем архитектурном облике Петербурга.

Это здание, окружившее сплошной постройкой колоссальную площадь, создает впечатление какого-то непостижимого могущества, простора и необъятности. Длина его фасада значительна. Однако зодчий сумел создать при этом целостную композицию нового типа в виде многоосевой системы различных соподчиненных и связанных между собой архитектурных объемов.

Он ввел три центра. Их четкость, ясность, ритмический ряд создают единство сложно - расчлененного фасада большой протяженности. Центральная часть фасада, увенчанная элегантной башней со шпилем, решена в виде триумфальной арки, тяжелой и мощной архитектуры, с карнизом дорического ордера и двумя Славами, держащими перекрещивающиеся знамена.

Категория: Литература и культура | Добавил: kosoi1331
Просмотров: 1678 | Загрузок: 182 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]