Главная » Файлы » Рефераты » История и право [ Добавить материал ]

Структура конституций современных государств
[ Скачать с сервера (10.1 Kb) ] 07.01.2011, 15:51

Структура конституций современных государств

 Введение

В государственном праве большинства стран имеются акты, именуемые «конституцией».

Конституцию, как правовую категорию, можно определить как систему правовых норм, имеющих, как правило, высшую юридическую силу и регулирующих основы отношений между человеком и обществом, с одной стороны, и государством – с другой, а также основы организации и деятельности самого государства (Б.А. Страшун).

В материальном смысле конституция – писаный акт, совокупность актов или конституционных обычаев, которые прежде всего провозглашают и гарантируют права и свободы человека и гражданина, основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, основы организации центральных и местных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения, государственную символику и столицу.

В формальном смысле – это юридическая конституция, то есть основной закон государства, обладающий высшей юридической силой по отношению ко всем остальным законам и другим актам.

Различаются также понятия юридической и фактической конституции. Юридическая (как в материальном, так и в формальном смысле) – система правовых норм, регулирующих определенный курс отношений. Фактическая – сами такие отношения, то есть то, что реально существует.

К.В. Арановский отмечает, что наиболее верно смысл конституции открывается, если воспринимать ее как исторически, эволюционно сложившееся правовое явление.

 

I. Структура конституций современных государств

1. Писаные конституции

Конституции зарубежных государств классифицировались, в науке конституционного (государственного) права, по различным основаниям. Однако, как отмечает А.А. Мишин, самой устойчивой оказалась классификация, основанная на разграничении конституций по способу объектирования основного закона (то есть как объективно выражена во  вне воля учредителя). Поэтому принципу конституции подразделяются на две группы.

1. Первую группу составляют Писаные конституции. Их структура, как правило, имеет стандартизированный вид: она состоит из преамбулы (введения), основной части (основное содержание), заключительных, переходных и дополнительных положений, а также, иногда, сопроводительных приложений.

Преамбула содержит в себе торжественную формулу провозглашения конституции, цели, конституции, характеризуются исторические условия ее издания, иногда провозглашаются права и свободы или руководящие начала государственной политики.

Относительно нормативной природы и юридической силы преамбул, то, обычно, признается, что положения преамбул правовыми нормами не являются, но имеют нормативное значение для толкования и применения остальных положений конституции, то есть преамбулы указывают направления, в которых должны толковаться остальные конституционные положения.

А.А. Мишин отмечает, что положения преамбулы считаются чисто декларативными, за исключением тех, которые являются отсылочными нормами.

Так, например, ч. 1 преамбулы Конституции Франции 1958 г. гласит: «Французский народ торжественно провозглашает свою приверженность Правам Человека и принципам национального суверенитета, как они были определены Декларацией 1789 г., подтвержденной и дополненной преамбулой Конституции 1946 г.». (В данном случае необходимо отметить, что эта конституция, в материальном смысле, включает три акта: Конституцию 1958 г., Декларацию прав человека и гражданина 1789 г. и преамбулу Конституции 1946 г.).

Преамбула Конституции США 1787 г. не обладает юридической силой, а указывает направление, в которых суды должны рассматривать дела.

Многие современные конституции не имеют преамбулы. Например, Конституция Италии открывается вводным разделом «Основные принципы», содержащим наиболее общие, основные положения, характеризующие конституционный строй Итальянской Республики.

Основная часть содержит нормы о правах и свободах, об основах общественного строя, о системе и статусе государственных органов, о государственной символике, о порядке изменения конституции, и, подразделяется на части, главы, разделы, статьи.

«Чаще всего сперва идут нормы о парламенте, затем о главе государства и правительстве, далее следуют нормы о судебной власти и наконец о власти на местах». Иногда имеет место иной порядок расположения норм об органах государственной власти, что может указывать на превалирующее значение одних органов по отношению к другим.

Конституция Франции на первое место ставит Президента (Раздел II), затем идут нормы о Правительстве (раздел III) и о Парламенте (раздел IV), что соответствует действительному положению этих органов в системе государственной власти.

В Конституции Германии в начале содержаться положения о Парламенте (III, IV), затем о Президенте (V) и Правительстве (VI).

Заключительные положения состоят из различных норм. Как правило, здесь устанавливается порядок вступления конституции в силу, определяются сроки образования вновь учреждаемых органов власти, сроки издания органического или иного законодательства, к которому имеются отсылки в конституции, содержаться нормы о толковании конституции.

Особенностью заключительных положений Конституции Италии является то, что они запрещают восстановление фашистской партии.

Переходные положения определяют сроки вступления в действие отдельных конституционных норм, которые не могут быть реализованы сразу, порядок и сроки замены ранее существующих конституционных институтов новыми, сроки для издания законов, к которым отсылает конституция, либо для приведения законодательства в соответствии с конституцией.

Конституция Швейцарии в «переходных положениях» реализует весьма разнообразные вопросы (глава 2 ч. 2 «Сборы на движение тяжелых грузов», ч. 11 «Профессиональное страхование» и т. д.).

Дополнительные положения (как и переходные) оформляются иначе, чем основная часть. Обычно включают в себя толковательные нормы, отдельные исключения из общих правил, установленных конституцией, регулирование отдельных частей вопросов.

Например, дополнительные положения Конституции Испании (а их всего четыре) провозглашают права территорий фуэросов (пользующихся старинными привилегиями), содержат положения об изменении экономического и финансового статуса архипелага Канарских островов и т. д.

Приложения к конституциям, зачастую, имеют важное юридическое значение.

В качестве примера можно привести приложения к Конституции Индии, в которых приводится перечень штатов и союзных территорий и распределение компетенции между ними.

Существует группа Писанных конституций, структура которых образована несколькими конституционными законами (например Израиль, Канада).

 

2. Неписаные конституции

Вторую группу составляют Неписаные конституции. Они имеют место только в Великобритании и Новой Зеландии.

Неписаная конституция имеет тот же объем правового регулирования, что и писаная, но ее предписания содержатся не в едином документе, а в большом числе источников права (форма объектирования не определена).

А.А. Мишин выделяет следующие основные части, составляющие Конституцию Великобритании:

1. Статутное право образует некоторые древние акты и ряд важнейших парламентских законов конституционного характера. Однако не все статуты признаются частью конституции. К числу рассматриваемых как конституционные, принято относить статуты, регулирующие: структуру, полномочия и взаимоотношения палат парламента (законы о парламенте 1911 и 1949 гг., Акт о пэрах 1963 г. и др.), правовое положение личности (Великая хартия вольностей 1215 г. и др.), избирательное право (акты о народном представительстве 1949, 1969, 1974, 1983 гг. и др.), статус монарха (Акт о престолонаследии 1701 г.), организацию территории и местного самоуправления (Акт о местном правлении 1972, 1985 гг. и др.).

Необходимо отметить, что статутное конституционное право носит фрагментарный характер и число его источников постоянно увеличивается.

2. Общее право (судебное, прецедентное) было создано королевскими судами и, первоначально, противопоставлялось местному обычному праву.

Прецедент – решение по делу, которое становится образцом для решения аналогичных дел.

Так, например, в 1936 г. суд разрешил полиции входить в любое публичное собрание, если есть разумные основания подозревать, что оно может вызвать беспорядки.

3. Конституционные соглашения политической практики, которые считаются обязательными и неукоснительно соблюдаются теми, кого они непосредственно касаются.

Эту часть Конституции Великобритании составляют соглашения о: выборе премьер-министра, подборе членов кабинета, коллективной ответственности кабинета перед палатой общин, роспуск палаты общин.

4. Доктринальные источники – мнения именитых ученых в области конституционного права, к которым обращаются в тех случаях, когда пробел в конституционном праве не может быть заполнен статутом или зарегистрированным решением суда.

В последнее время, как отмечает В.В. Маклаков, использование доктринальных источников судами заметно активизировалось, а судебные решения в обоснование той или иной позиции нередко содержат ссылки даже на газетные публикации.

Мнение о противоречивости, а порою бессмысленности Конституции Великобритании, весьма спорно. Гибкость и консерватизм этой конституции позволяют обеспечить, с одной стороны, преемственность и стабильность государственного управления, с другой – приспособить существующие конституционные нормы к изменяющимся условиям действительности.

Конечно деление конституций на Писаные и Неписаные весьма условно, так как конституции, образованные серией законодательных актов, все же имеют письменную форму. Поэтому впоследствии некоторые авторы стали причислять их к писанным конституциям.

 

Категория: История и право | Добавил: kosoi1331a
Просмотров: 1382 | Загрузок: 222 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]