Главная » Файлы » Рефераты » История и право [ Добавить материал ]

Роль Саввы Ивановича Мамонтова в русской истории
[ Скачать с сервера (16.0 Kb) ] 07.01.2011, 14:51

Роль Саввы Ивановича Мамонтова в русской истории

Медичи — фамилия древнего флорентийского рода, прославившегося своей благотворительностью и меценатством ещё в пятнадцатом веке. С тех пор слово Медичи стало нарицательным. Медичи — люди, внесшие особый вклад в развитие культуры путём своей благотворительности и меценатства.

Конец девятнадцатого века в России ознаменован необычайным подъёмом в национальной культуре. На фоне этого подъёма появились и люди, материально и духовно поддерживающие духовную и культурную деятельность — знаменитые московские Медичи. В списке этих имён мы найдём много знакомых, например, Павел Третьяков — основатель знаменитой на весь мир Третьяковской галереи, Савва Морозов — богатый промышленник, который помогал большевикам в годы революции, а также многие другие.

Наиболее известный из них — Савва Иванович Мамонтов. Благодаря ему мир узнал таких замечательных художников как Коровин, Серов, Врубель и многих других. Благодаря его помощи на свет появились многие скульптуры и картины русских художников, ставшие впоследствии шедеврами.

Савва Иванович Мамонтов — основатель Русской оперы, той самой, в которой расцвёл гений Шаляпина, и где были поставлены (в некоторых случаях впервые) многие оперы "национальной школы". Мамонтов и музыкальность стали в Москве синонимами.

Савва Мамонтов родился 3 октября 1841 года в городе Ялуторовске, за Уралом, где отец его, Иван Фёдорович, работал по откупной части. Весьма знаменательно то, что в этом небольшом городе в то же время жили многие декабристы, среди которых Иван Пущин, лицейский друг Пушкина, Матвей Муравьёв-Апостол и другие.

В своих заметках о детстве Мамонтов пишет, что отец его "был близок и как будто родственно связан с некоторыми из декабристов”. К сожалению, связь эта была покрыта строгой тайной. Имя Мамонтова называют среди имён тех сибирских купцов, кто помогал "политическим преступникам” наладить бесцензурную переписку с родными и друзьями в России. Всё это оказывало непосредственное влияние на маленького Савву. С малых лет стал проявляться его неординарный характер: мальчик был способен улавливать дух чего-то особенного, духовно ценного. Этой способности ещё предстояло проявиться в будущем в сфере искусства. "Чутьё” к прекрасному сыграло в жизни Саввы решающую роль.

В 1850 году Мамонтовы переезжают в Москву. Отец Саввы решил, что пора прекратить домашнее воспитание сыновей (их в семье было четверо) и отдал их в гимназию. Но пребывание их в гимназии длилось недолго — через год отец определил детей в Горный корпус в Петербурге. В корпусе Савва проучился год, но затем опять вернулся в свою старую гимназию.

Учился Савва год от года всё хуже, стал чуть ли не самым последним учеником в классе. По существовавшим тогда правилам он должен был сидеть за последней скамьёй, но по настоянию одноклассников, любивших его за независимость и обаяние, сидел всегда за первой, рядом с первым учеником. Это качество — способность объединять и вдохновлять — он пронёс через всю свою жизнь. Много лет спустя, Вера Павлавна Зилоти, старшая дочь Павла Третьякова, вспоминала, что "Савва обладал громадным шармом, умел сразу объединить всю молодёжь вокруг себя”.

Однако такая популярность у товарищей вызывала всё большую нелюбовь администрации. Только о своём учителе, словеснике Носкове, близком знакомом Гоголя, Савва вспоминал впоследствии с благодарностью: ему он был обязан знанием русской литературы, любовью к чтению.

В седьмом классе гимназии Савву начали интересовать политические разговоры отца с амнистированными к тому времени декабристами. В гимназии он получает прочную репутацию человека осведомлённого.

В личных интересах Саввы уже тогда первое место занимал театр. Но искусство, как известно, требует жертв. На выпускных экзаменах гимназист Мамонтов полностью провалился из-за латинского языка. Ему посоветовали уйти из гимназии. И предприимчивый Савва Мамонтов, путём небольшого обмана, поступил в Московский университет на юридический факультет; латынь за него сдавал кто-то другой.

Мамонтов и тут прослыл страстным вольнодумцем, хотя в университете к учению относился уже с большим интересом. И всё же больше всего Савву Мамонтова интересовал театр. Теперь он уже не только посещает спектакли, но и сам пробует играть.

Частные театры в ту пору были запрещены, но драматические кружки существовали. Один из таких кружков, "Секретаревский”, который фактически был театром, и посещал Мамонтов. Спектакли их были нерегулярными, однако в зрителях недостатка не было. Притягательным центром всего кружка был Александр Николаевич Островский.

Всё было хорошо, пока отец Саввы, Иван Фёдорович, всерьёз не забеспокоился театральным увлечением сына. Дело в том, что он готовил из сына наследника всех его дел и, в частности, крупной железнодорожной компании. К тому же отца уведомили о том, что и в Университете Савва кому-то мешал. Был дан настоятельный совет убрать его оттуда. И отец, несмотря на отчаянные возражения сына, непоколебимо решил отправить его в Баку для обучения торговому делу. Там молодой Савва Иванович был определён на должность в контору. Савва желал поскорее вернуться в Москву, ближе к искусству; он писал отцу: "Я готов к труду!”. Однако отец категорически отверг этот вариант. И Савва покорился, чем вызвал необычайное расположение отца. Из его писем Савве стало ясно, что отец видит его своим единственным преемником и наследником, способным вести все дела.

Из Баку Савва отправился торговать в "дикую Персию”. Дела его там сложились удачно, но молодой Мамонтов очень скучал по Москве, её бурной жизни, друзьям и, конечно, театру.

И вот, спустя полгода, он, наконец, получает от отца распоряжение отправляться в Москву. Сразу после приезда он недвусмысленно заявил о своём намерении передать дела в руки Саввы и снял для этого дом на Ильинке, дав сыну начальный капитал. Так Савва Иванович Мамонтов вошёл в настоящую, полноценную жизнь.

Молодой купец быстро освоился в своём деле и стал преуспевать. Он завёл много новых знакомств. Особенно его привлекала семья Сапожниковых, глава которой был, как и отец Саввы, купцом первой гильдии. Точнее, привлекала Савву семнадцатилетняя Лиза Сапожникова. Она была девушкой умной, рассудительной, искренней и глубоко религиозной. Двадцать пятого апреля 1865 года двадцатитрёхлетний Савва и семнадцатилетняя Лиза поженились в подмосковном имении Киреево.

Через два года у них родился сын Сергей, который впоследствии очень сдружился с дедом, отцом Саввы Ивановича.

А ещё через два года, в 1869 году, родился второй сын — Андрей. Примерно в то же самое время Савва Иванович начал покупать у художников, представляющих новые стили, их картины. В этом, 1869 году скончался Иван Фёдорович, отец будущего Медичи. С тех пор Савва Мамонтов стал полным хозяином себе.

Первым делом он обзавёлся огромным имением Абрамцево, которое раньше принадлежало братьям Аксаковым. Постоянными гостями Саввы Мамонтова в этом доме на протяжении долгих лет были Васнецов, Крамской, Репин, Поленов, Врубель, Коровин, Серов, Антокольский и многие другие известные художники и скульпторы. Они всегда могли найти в Абрамцеве интересный круг людей, материальную помощь, вдохновение на новые работы, многие из которых стали признанными шедеврами. Самой известной из картин, написанных в Абрамцеве, стала "Девочка с персиками" Серова. Девочка на картине — двенадцатилетняя дочь Саввы Ивановича Верушка. Серов был просто поражён её обаянием и заразился идеей написать портрет. Эта идея была тотчас же поддержана Саввой Ивановичем. Художник попросил жизнерадостную бойкую девочку позировать ему, и она в течение целого месяца каждый день высиживала положенные часы, почти не шевелясь.

Серов к тому времени был ещё довольно молодым художником, но "Девочка с персиками” пустила весть о нём как о новой звезде в живописи, а связь с Мамонтовым и покровительство Саввы Ивановича во многом предопределили судьбу юного дарования.

Меценатская деятельность Саввы Мамонтова началась в 1873 году, когда он, подобно Павлу Третьякову, предложил самому известному к тому времени русскому скульптуру сделать для него скульптуру "Христос перед судом народа”. Причём сюжет Антокольскому не был навязан — он выбрал его сам.

В то же время Мамонтов начал помогать реализовывать свои проекты начинателям зарождающегося движения передвижников, таким как Репин, Коровин, Поленов, Серов.

Позднее, в 1879 году, Савва Иванович задумал украшать здания железнодорожных вокзалов, построенных им же, произведениями русских художников; решил и Васнецову помочь так же, как когда-то помог Антокольскому. Он заказал ему сразу три декоративных панно: "Ковёр-самолёт” , "Три царевны подземного царства” и "Битву русских со скифами”. Как и в случае с Антокольским, сюжеты панно Васнецову навязаны не были, он выбрал их сам.

В доме Саввы Ивановича в Москве, на Садово-Спасской, был образован Мамонтовский кружок, силами которого во время рождественских каникул обычно устраивались любительские театральные постановки, выставки картин и скульптур. Туда ходила почти вся интеллигенция Москвы. Именно благодаря этому кружку в обществе московских искусствоведов начали приниматься картины Васнецова, не признававшиеся до сих пор.

Медичи — фамилия древнего флорентийского рода, прославившегося своей благотворительностью и меценатством ещё в пятнадцатом веке. С тех пор слово Медичи стало нарицательным. Медичи — люди, внесшие особый вклад в развитие культуры путём своей благотворительности и меценатства.

Конец девятнадцатого века в России ознаменован необычайным подъёмом в национальной культуре. На фоне этого подъёма появились и люди, материально и духовно поддерживающие духовную и культурную деятельность — знаменитые московские Медичи. В списке этих имён мы найдём много знакомых, например, Павел Третьяков — основатель знаменитой на весь мир Третьяковской галереи, Савва Морозов — богатый промышленник, который помогал большевикам в годы революции, а также многие другие.

Наиболее известный из них — Савва Иванович Мамонтов. Благодаря ему мир узнал таких замечательных художников как Коровин, Серов, Врубель и многих других. Благодаря его помощи на свет появились многие скульптуры и картины русских художников, ставшие впоследствии шедеврами.

Савва Иванович Мамонтов — основатель Русской оперы, той самой, в которой расцвёл гений Шаляпина, и где были поставлены (в некоторых случаях впервые) многие оперы "национальной школы". Мамонтов и музыкальность стали в Москве синонимами.

Савва Мамонтов родился 3 октября 1841 года в городе Ялуторовске, за Уралом, где отец его, Иван Фёдорович, работал по откупной части. Весьма знаменательно то, что в этом небольшом городе в то же время жили многие декабристы, среди которых Иван Пущин, лицейский друг Пушкина, Матвей Муравьёв-Апостол и другие.

В своих заметках о детстве Мамонтов пишет, что отец его "был близок и как будто родственно связан с некоторыми из декабристов”. К сожалению, связь эта была покрыта строгой тайной. Имя Мамонтова называют среди имён тех сибирских купцов, кто помогал "политическим преступникам” наладить бесцензурную переписку с родными и друзьями в России. Всё это оказывало непосредственное влияние на маленького Савву. С малых лет стал проявляться его неординарный характер: мальчик был способен улавливать дух чего-то особенного, духовно ценного. Этой способности ещё предстояло проявиться в будущем в сфере искусства. "Чутьё” к прекрасному сыграло в жизни Саввы решающую роль.

В 1850 году Мамонтовы переезжают в Москву. Отец Саввы решил, что пора прекратить домашнее воспитание сыновей (их в семье было четверо) и отдал их в гимназию. Но пребывание их в гимназии длилось недолго — через год отец определил детей в Горный корпус в Петербурге. В корпусе Савва проучился год, но затем опять вернулся в свою старую гимназию.

Учился Савва год от года всё хуже, стал чуть ли не самым последним учеником в классе. По существовавшим тогда правилам он должен был сидеть за последней скамьёй, но по настоянию одноклассников, любивших его за независимость и обаяние, сидел всегда за первой, рядом с первым учеником. Это качество — способность объединять и вдохновлять — он пронёс через всю свою жизнь. Много лет спустя, Вера Павлавна Зилоти, старшая дочь Павла Третьякова, вспоминала, что "Савва обладал громадным шармом, умел сразу объединить всю молодёжь вокруг себя”.

Однако такая популярность у товарищей вызывала всё большую нелюбовь администрации. Только о своём учителе, словеснике Носкове, близком знакомом Гоголя, Савва вспоминал впоследствии с благодарностью: ему он был обязан знанием русской литератур

Категория: История и право | Добавил: kosoi1331a
Просмотров: 702 | Загрузок: 203 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]