Главная » Файлы » Рефераты » История и право [ Добавить материал ]

Общественные движения 30- 50-х гг. XIX в.
[ Скачать с сервера (15.1 Kb) ] 06.01.2011, 13:43

Общественные движения 30- 50-х гг. XIX в.

 Введение

Поражение декабристов и усиление полицейско-репрессивной политики правительства не привели к спаду общественного движения. Напротив, оно еще более оживилось. Центрами развития общественной мысли стали различные петербургские и московские салоны (домашние собрания единомышленников), кружки офицеров и чиновников, высшие учебные заведения (в первую очередь, Московский университет), лите­ратурные журналы: "Москвитянин", "Вестник Европы", "Отечественные записки", "Современник" и другие. В общественном движении второй четверти XIX в. началось размежевание трех идейных направлений: радикального, либерального и консервативного. В отличие от предыду­щего периода активизировалась деятельность консерваторов, защищав­ших существовавший в России строй.

В целом вторая четверть XIX в. была временем "наружного работа" и "внутреннею освобождения". Одни - молчали, напуганные правитель­ственными репрессиями. Другие - настаивали на сохранении самодер­жавия и крепостничества. Третьи - активно искали пути обновления страны, совершенствования ее социально-политической системы. Ос­новные идеи и направления, сложившиеся в общественно-политическом движении первой половины XIX в., с незначительными изменениями продолжали развиваться и во второй половине века.

 

Консервативное направление

Консерватизм в России опирался на теории, доказывавшие незыблемость самодержавия и крепостного права. Идея необходимости самодержавия как своеобразной и издревле прису­щей России формы политической власти своими корнями уходит в пе­риод укрепления Русскою государства. Она развивалась и совершенст­вовалась в течение XVIII-XIX вв., приспосабливаясь к новым общественно-политическим условиям. Особое звучание для России эта идея приобрела после того, как в Западной Европе было покончено с абсо­лютизмом. В начале XIX в. Н.М. Карамзин писал о необходимости со­хранения мудрого самодержавия, которое, по его мнению, "основало и воскресило Россию". Выступление декабристов активизировало консер­вативную общественную мысль.

«Для идеологического обоснования самодержавия министр народного просвещения граф С.С. Уваров создал теорию официальной народности. Она была основана на трех принципах: самодержавие, православие, на­родность. В этой теории преломились просветительские идеи о едине­нии, добровольном союзе государя и народа, об отсутствии противопо­ложных классов в русском обществе. Своеобразие заключалось в признании самодержавия как единственно возможной формы правления в России. Крепостное право рассматривалось как благо для народа и го­сударства. Православие понималось как присущая русскому народу глубокая религиозность и приверженность ортодоксальному христианству. Из этих постулатов делался вывод о невозможности и ненужности коренных социальных изменений в России, о необходимости укрепле­ния самодержавия и крепостного права».

Эти идеи развивались журналистами Ф.В. Булгариным и Н.И. Гре­чем, профессорами Московского университета М.П. Погодиным и С.П. Шевыревым. Теория официальной народности не только пропаган­дировалась через прессу, но и широко внедрялась в систему просвеще­ния и образования.

Теория официальной народности вызвала резкую критику не только радикально настроенной части общества, но и либералов. Наибольшую известность получило выступление П.Я. Чаадаева, написавшего "Фило­софические письма" с критикой самодержавия, крепостничества и itccii официальной идеологии. В первом письме, опубликованном в журнале "Телескоп" в 1836 г., П.Я. Чаадаев отрицал возможность общественного прогресса в России, не видел пи в прошлом, ни в настоящем русскою народа ничего светлого. По его мнению, Россия, оторванная от Запад­ной Европы, закостенелая в своих нравственно-религиозных, православ­ных догмах, находилась в мертвом застое. Спасение России, ее прогресс он видел в использовании европейского опыта, в объединении стран христианской цивилизации в новую общность, которая обеспечит ду­ховную свободу всех народов.

Правительство жестоко расправилось с автором и издателем письма. П.Я. Чаадаева объявили сумасшедшим и отдали под полицейский над­зор. Журнал "Телескоп" закрыли. Его редактор, Н.И. Надеждин был выслан из Москвы с запрещением заниматься издательской и педагогической деятельностью. Однако идеи, высказанные П.Я. Чаадаевым, вызвали большой общественный резонанс и оказали значительное влияние на дальнейшее развитие общественной мысли.

 

Либеральное направление

Прослеживая путь развития русского либерализма, следует обратить внимание на  общественную  среду,   в   которой он формировался. В начале XIX в. либерализм сложился в прави­тельственной среде. В 20-х гг. произошла политическая переори­ентация самодержавия и либерализм уступил свои позиции кон­серватизму. После восстания декабристов самодержавие полно­стью отказалось от либерального подхода решения важнейших социальных проблем и перешло к консервативно-охранительной политике. В такой обстановке либерализм мог развиваться только как оппозиционное течение.

С другой стороны, открытое революционное выступление де­кабристов поставило перед обществом вопрос об отношении к вооруженной борьбе с властью. Отвечая на этот вопрос, один из видных славянофилов А. С. Хомяков образно отвечал: «Горе от ума» оправдалось», вкладывая в свои слова отрицательный смысл. Оппозиционность самодержавию при одновременном от­казе от насильственных способов его свержения ставили перед либералами задачу поиска третьего, умеренного пути преобразо­вания российского общества. В основе либеральных концепций было стремление к социальной свободе, достижение которой может быть осуществлено путем реформ и разумных компромис­сов в обществе.

Традиционные политические основы либерализма — индиви­дуальная свобода личности и ограничение влияния государства на общество — имели в 30—40-х гг. свои исторические особен­ности. В конкретной действительности они связывались с ре­шением двух важнейших проблем: отменой крепостного права и ослаблением самодержавия путем создания представительной власти.

Во многом под влиянием идей Чаадаева либералы 30—40-х гг. проявили большой интерес к проблеме положения России в сооб­ществе европейских народов. Обсуждение этого вопроса было своеобразной формой национального просветительства и спо­собствовало пониманию особенностей народной жизни. Крайние точки зрения, проявившиеся в ходе дискуссии, сначала вызывали снисходительные улыбки наблюдателей, но с течением времени порождали продуктивные идеи, находившие применение в об­ществе.

Либерализм 30—40-х гг. развивался в сфере высокообразован­ной независимой дворянской интеллигенции и университетских профессоров. Влияние либерализма зависело не столько от со­стояния общества, сколько от тех значительных личностей, кото­рые осуществляли публичную критику правительства и отвечали на актуальные вопросы.

«Среди оппозиционных правительству либералов сложилось два идейных тече­ния - славянофильство и западничество. Идеологами славянофилов бы­ли писатели, философы и публицисты: К.С. и И.С. Аксаковы, И.В. и П.В. Киреевские, А.С. Хомяков, Ю.Ф. Самарии и др. Идеологами за­падников - историки, юристы, писатели и публицисты: Т.Н. Гранов­ский, К.Д. Кавелин, СМ. Соловьев, В.П. Боткин, П.В. Анненков, И.И. Панаев, В.Ф. Корш и др. Представителей этих течений объединяло же­лание видеть Россию процветающей и могучей в кругу всех европей­ских держав. Для этого они считали необходимым изменить ее социаль­но-политический строй, установить конституционную монархию, смяг­чить и даже отменить крепостное право, наделите крестьян небольшими наделами земли, ввести свободу слова и совести. Боясь революционных потрясений, они считали, что само правительство должно провести не­обходимые реформы».

Категория: История и право | Добавил: kosoi1331a
Просмотров: 966 | Загрузок: 150 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]