Главная » Файлы » Рефераты » История и право [ Добавить материал ]

Нарушения социалистической законности в 30-е годы
[ Скачать с сервера (23.2 Kb) ] 06.01.2011, 13:39

Нарушения социалистической законности в 30-е годы

 Введение

Цель данной работы: описать сущность нарушений социалистической законности, рассмотреть каким образом нарушались права советских граждан в 30-е годы.

Для достижения данной цели решаются следующие задачи:

·         описывается общая характеристика нарушения социалистической законности в 30-е годы;

·         рассматривается нарушение основных прав граждан в 30-гг;

·         описываются репрессии как крайняя мера проявления беззакония со стороны государства.

В советской политической системе возобладало негативное отношение к гражданскому праву и законности. Масштабы политического контроля партии на обществом увеличивались, правовые подходы заменялись волевыми требованиями.

Элементы демократии, которые существовали в деятельности Советов, в конце 20-х гг. были свернуты. Советы так и не стали органами подлинного народного самоуправления. По мере того как в первой половине 30-х гг. стали брать верх командно-приказные методы управления, все отчетливее обозначался отход, а затем и полный отказ от политики (в том числе в области уголовного права), основанной на законе. Ставка на репрессии возобладала уже в конце 20-х гг. при применении чрезвычайных мер. Эта ставка на репрессии еще более усилилась и стала доминировать в первой половине 30-х гг.

Права и свободы советских граждан нарушались повсеместно, человек не обладал ни какими средствами защиты против террора и беззакония со стороны государственной машины.

  

Общая характеристика нарушения социалистической законности в 30-е годы

Процессы 30-х годов, смерч террора, который обрушил на советских людей Сталин и который не миновал Коминтерн и компартии, подорвали не только возможности осуществления единого фронта в предвоенные годы, но и нанесли непоправимый удар Коминтерну.

Нельзя отрицать, что сталинский террор, позорные судебные процессы конца 30-х годов, яростная кампания в печати против тех, кто посмел заявить об их истинном характере, - все это роковым образом препятствовало созданию антифашистского единого фронта.

Сталин лично проверял то, какие указания которые руководство давало компартиям в связи с судебными процессами. Он требовал, чтобы при этом ссылались на борьбу Ленина с оппозицией, изображая оппозиционеров заклятыми врагами Ленина, контрреволюционными заговорщиками, готовившими подготовку поражения СССР в будущей войне и свержение Советской власти.

В феврале 1937 г. Сталин высказал подозрение что Коминтерн работает на руку противника. Ему вторил Ежов, утверждавший, будто бы в Коминтерне работали крупнейшие шпионы. Лавина репрессий обрушилась на зарубежных коммунистов, политэмигрантов, получивших убежище в Советской стране от преследований на своей родине. Она распространилась и на аппарат Исполкома Коминтерна, многие работники которого разделили горькую участь жертв беззакония и произвола.

Коминтерн не сумел защитить свои кадры. Как и многие советские люди, они подвергались арестам, мукам следствия и обрекались на скорую расправу. Вырванные под пытками признания, давали «материалы» для последующих арестов. Репрессии распространились на руководящие кадры и активистов, рядовых членов нелегальных компартий Австрии, Венгрии, Германии, Латвии, Литвы, Польши, Румынии, Финляндии, Эстонии и Югославии, а также на находившихся в СССР коммунистов и политэмигрантов из Болгарии, Италии, Греции и других стран.

К числу наиболее позорных деяний Сталина относится расправа с польскими коммунистами. При участии Сталина еще в мае 1929 года делегация ВКП(б) постановила просить коллегию ГПУ принять меры для выявления провокаторов в Компартии Польши. Аресты начались еще с начала 30-х годов и, нарастая, затронули все её фракции. Путем фальсификации создавалась версия о том, что Компартия Польши «засорена» провокаторами, агентами польской охранки. Сам факт ареста органами НКВД уже официально трактовался как доказательство вины. Таким образом, к лету 37 года вследствие этих арестов многие органы лишилась своего руководства.

28 ноября 37 года Димитров послал Сталину «Проект постановления». 2 декабря Сталин одобряет его, перекладывая ответственность за репрессирование целой партии. Факт роспуска умалчивается.

В этой трагической ситуации Димитров и ряд других лидеров Коминтерна предпринимали попытки вырвать из ежовско-бериевских застенков жертвы сталинских репрессий, писали ходатайские письма. В некоторых случаях обращения Димитрова приводили к пересмотру дел и освобождению узников.

Сталинский террор подорвал Коминтерн, который после этих событий не смог восстановить своих позиций.

В 30-е годы окончательно оформилась та административно- командная система управления советским обществом, которая тесно связана с функционированием государственной партии, обладающей полномочиями верховной власти в стране. Процесс преобразования коммунистической партии России в государственную партию начался в годы гражданской войны, когда наряду с Советами, призванными после Октября 1917 года осуществлять власть в центре и на местах стали создаваться в каждом уезде, волости, губернии и партийные комитеты.

Опыт большевистской партии, рассчитанный на экстремальную ситуацию, помог партийным комитетам успешно осваивать технику государственного управления и заменить Советы. Предложения оппозиции о необходимости разграничения полномочий центра и местных органов, о подчинении центру, но автономии в выработке средств реализации директив центра, отделении партийных органов от советских, запрещении командовать Советами, превращении последних в постоянно работающие совещания ( своего рода малые парламенты), прекращении практики назначенства (как только прошел пик гражданской войны), к сожалею по, не были услышаны, ибо всегда опровергались ленинской аргументацией.

Ограничения демократии, вызванные обстоятельствами военного времени, впоследствии привели к обвальному принуждению, насилию. Большевики вытесняют с политической арены России почти все партии и в 20-е годы остаются. единственной партией.

Превращению большевистской партии в государственную структуру власти способствовали глубокие изменения внутри самой партии. В первую очередь к концу 20-х годов в результате Ленинского и Октябрьского призывов она становится массовой партией, насчитывающей к 1927 году 1200 тысяч человек. Подавляющая масса принятых тогда в партию - люди малограмотные, от которых требовалось прежде всего подчиняться партийной дисциплине. Коммунисты массовых призывов, прошедшие через борьбу протаю оппозиции, прочно усвоили основы репрессивного мышления: необходимость политического отсечения идейного оппонента и подавления всякого инакомыслия. Слой же старой большевистской гвардии становился все тоньше и тоньше. К тому же его верхушка была втянута в борьбу за власть и была расколота, а затем и вовсе уничтожена.

Следующим важным шагом на пути превращения в государственную партию и утверждения административно-командной системы управления в стране явился 17 съезд ВКП(б). Резолюции съезда позволили большевистской партии непосредственно заниматься государственным и  хозяйственным управлением, дали неограниченную свободу высшему партийному руководству, узаконили безусловное подчинение рядовых коммунистов руководящим центрам партийной иерархии.

Прежде всего съездом была введена новая структура партийных комитетов. Взамен «функционалки», как пренебрежительно был назван до тех пор существовавший принцип организации парткомовских отделов, создавались теперь «целостные производственно-отраслевые отделы». Возникли таким образом параллельные отделы наряду с существовавшими уже при исполкомах Советов отделами по промышленности, сельскому хозяйству, культуре, науке и учебным заведениям и т.д. Однако функции этих одинаково названных отделов имели  существенное различие.

Политическая роль партийных комитетов на деле становилась решающей и приводила к подмене власти советских и хозяйственных органов партийными. Врастание партия в экономику и государственную сферу с этого времени стало отличительной особенностью всего советского периода. Следующим существенным решением 17 съезда явилось упразднение прежней системы партийно-советского контроля,. предложенного еще Лениным.

Съездом учреждалась новая децентрализованная, лишенная силы система контроля. Упраздняя наркомат Рабоче-крестьянской инспекции, съезд преобразовал Центральную Контрольную комиссию, избираемую съездом, в Комиссию партийного контроля при ЦК ВКП(б). Руководитель комиссии назначался из числа секретарей ЦК. Одновременно была преобразована комиссия исполнения при СНК Союза в намечаемую съездом партии и утверждаемую ЦИК и СНК Союза комиссию советского контроля при СНК Союза. Руководитель и этой комиссии также назначался из числа заместителей председателя СНК Союза.

Категория: История и право | Добавил: kosoi1331a
Просмотров: 939 | Загрузок: 152 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]