Главная » Файлы » Рефераты » История и право [ Добавить материал ]

Кооперативное движение в России
[ Скачать с сервера (14.7 Kb) ] 06.01.2011, 13:24

Кооперативное движение в России

 Государство и кооперация. Первые декреты Советской власти о кооперации

 Закон о кооперативах и иные законы, под которые подпадают кооперативы, например, законы налогового права, должны определить взаимодействие государства и кооперативов. Во многих развивающихся странах (но не только в них) отношения между государством и кооперативом строятся по типу отношений «господин – слуга». При этом слугой государства выступают, конечно же, кооперативы. Они, якобы, должны реализовать его политику развития на практике и за это получают профессиональную поддержку и «инструктаж» через чиновников от кооперативов, а также финансовую поддержку, освобождение от налогов и прочие льготы и привилегии.

На протяжении многих лет роли государства как спонсора, консультанта и контролера кооперативов в законах о кооперативах уделялось много внимания. Еще и сегодня государственная поддержка кооперативов рассматривается некоторыми лицами как нечто такое, от чего нельзя отказаться. Часто наблюдательные и контрольные функции государства распространяются на все кооперативы, независимо от того, нуждаются они в таком наблюдении и контроле или нет, работают ли они с государственными кредитами и дотациями или обходятся средствами своих членов.

Этот патерналистский прием поддержки со стороны государства породил у многих членов кооперативов необоснованные притязания на привилегии и субвенции. Они не понимают, что на самом деле чрезмерная регламентация деятельности кооперативов, усиленный надзор государства и использование им кооперативов для решения своих, некооперативных задач вредят имиджу кооперативов не только в глазах своих членов, но и в глазах общественности.

В течение прошедших десятилетий во многих странах призыв покончить с государственным контролем за кооперативами рассматривался как нарушение некоего табу. Это было характерно даже для Международного кооперативного альянса - известного хранителя и защитника кооперативных принципов.

Лишь несколько лет назад началось открытое обсуждение отрицательных последствий чрезмерной регламентации деятельности кооперативов и неоправданно сильного государственного контроля. Финансовый дефицит заставил правительства сократить государственные расходы и аппарат чиновников, чрезмерно раздутый и индифферентный. В то время как в некоторых странах Африки «чиновники от кооперативов» были уволены или переведены в разряд обыкновенных государственных служащих по реестру, а большинство прежних задач государство переложило на кооперативные союзы, в других странах было отменено право государственных служащих (чиновников) вмешиваться в деятельность кооперативов. Так, например, были отменены нормы законодательства о получении у государства разрешения на принятие решений кооперативом о направлении использования своего собственного капитала.

В настоящее время повсеместно признано, что государственная помощь кооперативам и государственный контроль над ними приносит больше вреда, чем пользы. Эта «помощь» государства помешала кооперативам превратиться в самостоятельные, автономные организации самопомощи для поддержки своих членов, а государственный контроль противоречил кооперативным принципам.

После многих десятилетий работы контролируемых государством кооперативов в развивающихся странах, политики и «планировщики» их развития наконец-то поняли, что с членами кооперативов и избранными ими представителями нужно обходиться как со взрослыми людьми, которые сами должны решать, как им вести свои дела. Кооперативы имеют право на успех, но должны также нести и риски неудач. Все больше и больше признается, что кооперативы могут превратиться в самостоятельные организации лишь при условии, если им будет дан шанс учиться на своих собственных ошибках.

Так, ст. 3 Закона РФ «О потребительской кооперации» «Государство и система потребительской кооперации» гласит:

«Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в хозяйственную, финансовую и иную деятельность потребительских обществ и их союзов, за исключением случаев, предусмотренных законами Российской Федерации. Взаимоотношения потребительских обществ, их союзов и соответствующих органов исполнительной власти определяются соглашениями, неотъемлемой частью которых должен быть перечень организаций потребительской кооперации.

Акты государственных органов или акты органов местного самоуправления, нарушающие права потребительских обществ, их союзов, могут быть признаны недействительными в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Убытки, причиненные потребительским обществам, их союзам в результате незаконных действий государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, возмещаются в установленном законодательством Российской Федерации порядке».

История народной кредитной кооперации в России фактически заканчивается в 1920 году декретом советской власти «О слиянии кредитной и потребительской кооперации».

 

Роль кооперативных принципов в развитии кооперативного движения

Новый Закон о потребительской кооперации направлен на возвращение российской потребительской кооперации в мировое кооперативное сообщество в качестве равноправного партнера, признающего и выполняющего принятые в нем кооперативные принципы и предписывает исполнение следующих принципов:

·   добровольное и открытое членство;

·   экономическое участие членов - внесение паевого взноса и получение доли дохода;

·   право участия членов в управлении и контроле;

·   преимущественное право пайщиков при приеме на работу в кооператив и участия в его хозяйственной деятельности;

·   право на автономию и независимость;

·   право на объединение в союзы кооперативов;

·   забота об обществе.

Сравнивая провозглашенные МКА кооперативные цели и принципы с закрепленными законодательством РФ целями и принципами деятельности современной российской потребительской кооперации, можно отметить их совпадение по большинству пунктов.

Но факторный анализ указывает на частичное несовпадение содержания декларируемых принципов с их фактической реализацией в деятельности потребительских кооперативов.

Цель потребительской кооперации удовлетворение потребностей своих членов (Преамбула Закона). 

Управление и контроль

В кооперативах, действующих на принципах МКА, приняты демократическое управление и демократический членский контроль, основанные на равенстве прав членов; в российской кооперации - административно-общественный контроль, основанный на иерархии прав пайщиков и руководства.

Наиболее наглядно негативные стороны такой системы управления и контроля проявились в период реформирования отношений собственности: руководство кооперативов имело возможность акционировать или продавать принадлежащую кооперативу собственность, не считаясь с мнениями пайщиков.

Отсутствие демократического членского контроля приводит к финансовым злоупотреблениям руководства и, в общем случае, позволяет ему наживаться за счет пайщиков.

Экономическое участие членов

Экономической базой потребительских кооперативов, действующих на принципах МКА, служат паевые взносы их членов и прибыль, полученная от работы с этим капиталом.

Экономической основой современных российских кооперативов служит собственность, перешедшая к ним от потребительской кооперации СССР.

Эта собственность появилась в результате передачи потребительской кооперации государственной собственности, собственности национализированной у дореволюционных кооперативов и дополненной экономической поддержкой государства. Доля паевых взносов пайщиков в этой собственности на сегодня составляет менее 1%.

Из этого можно сделать вывод о том, что в России экономическое участие членов носит формальный характер и не приносит ни пайщикам, ни кооперативам реально заметных экономических выгод.

В российской потребительской кооперации не используются возможности привлечения пайщиков к экономическому участию в деятельности кооператива бонусом на товарооборот, который характерен для кооперативов, действующих на принципах МКА, и является одним из средств создания полноценной и устойчивой социальной базы кооперации.

Автономия и независимость

Потребительская кооперация всех стран так или иначе зависит от государственной поддержки, получаемой в обмен на социальные услуги, оказываемые населению.

Современный период развития потребительской кооперации в России характеризуется полной зависимостью от поддержки государства из-за ее экономической нерентабельности.

Теоретически, потребительская кооперация может освободиться от этой зависимости путем преобразования своих предприятий в другую правовую форму (что и происходило в начале 90-х годов).

Экономический анализ показал, что в случае отказа от решения общегосударственных социальных задач рентабельность потребительской кооперации с ее высоким экономическим потенциалом и высококвалифицированным персоналом безусловно обеспечит ей экономическую независимость от государства.

Но здесь проявляется вторая сторона в отношениях между государством и потребительской кооперацией: на данном этапе государство зависит от социальных результатов деятельности потребительской кооперации в гораздо большей степени, чем потребительская кооперация зависит от государственной поддержки.

Поэтому можно сделать вывод, что в настоящий период российская потребительская кооперация в достаточной степени автономна и независима. Но к тому времени, когда экономическая обстановка в России стабилизируется и потребительская кооперация утратит свою первостепенную роль в социальной политике государства, она должна стать экономически независимой от государственной поддержки (в том смысле, как это понимается в современных кооперативах развитых стран).

Таким образом, мы выявили основные социально-экономические факторы, отличающие российскую потребительскую кооперацию от успешно действующей кооперации развитых стран и обозначили круг задач, которые необходимо решить российской потребительской кооперацией для возвращения в мировое кооперативное сообщество на принципах МКА.

Пути реформирования российской потребительской кооперации на принципах МКА

Сформулированная в современном кооперативном законодательстве цель потребительской кооперации совпадает по своей сути с целями международной кооперации, но методы ее достижения, сформулированные в принципах «Экономическое участие членов», «Управление и контроль» и «Автономия и независимость» не обеспечивают ее реализации на практике.

Для приведения российских кооперативных принципов в соответствие с принципами МКА установим оптимальные для российских условий совокупности образующих их факторов:

А) Экономическое участие членов

Из пяти необходимых и достаточных факторов, обеспечивающих эффективность этого принципа, в российской потребительской кооперации отсутствуют четыре фактора:

·              личная мотивация членов;

·              преимущества от участия в кооперативе больше потерь;

·              регламентация;

·              объем и качество участия обеспечивают достижение целей кооператива.

Из этого перечня видно, что принцип не работает из-за невыполнения совокупности факторов, которую можно сформулировать следующим образом: законодательно закрепленное преимущество членов потребительского кооператива перед остальным населением, обслуживаемым этим кооперативом.

Для того, чтобы включить в работу принцип экономического участия необходимо, в документах, регламентирующих деятельность потребительского кооператива, зафиксировать общепринятые в мировой кооперативной практике позиции:

·                    снятие ограничений участия кооперативов в коммерческой деятельности любых форм, в том числе и создание контролируемых кооперативом отдельных предприятий с условием кооперативного распределения прибыли (ограниченный процент на паевой капитал, направление прибыли на развитие кооператива, на совместные нужды пайщиков и на бонус по товарообороту);

·                    привлечение пайщиков к экономическому участию в виде бонуса по товарообороту в размере не менее 3 - 5%;

·                    отчисления в паевой фонд должны соответствовать мировой практике, а доход пайщика должен быть не ниже величины учетной ставки банков для физических лиц.

Это позволит:

·                    создать мотивации населения для вступления в кооператив и участия пайщиков в экономической деятельности кооператива, так как результаты от участия будут видны при каждой покупке в кооперативном магазине;

·                    создание предпосылок для возникновения полноценной социальной базы потребительской кооперации.

Категория: История и право | Добавил: kosoi1331a
Просмотров: 1123 | Загрузок: 149 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]