Главная » Файлы » Рефераты » История и право [ Добавить материал ]

История государства и права зарубежных стран
[ Скачать с сервера (19.7 Kb) ] 06.01.2011, 13:15

История государства и права зарубежных стран

 Введение

Выбранная тема работы является весьма актуальной в настоящее время, когда в Российской Федерации активно осуществляется правовая реформа, и закладываются основы правового государства, особенно важно изучение процесса происхождения права.

Изучение имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу права, его особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия его возникновения и развития. Позволяет четче определить все свойственные ему функции – основные направления его деятельности, точнее установить его место и роль в жизни общества и политической системы.

Среди теоретиков права никогда не было раньше и в настоящее время нет не только единства, но даже общности взглядов в отношении процесса происхождения права.  При рассмотрении данного вопроса никто, как правило, не подвергает сомнению такие, например, общеизвестные исторические факты, что первыми государственно-правовыми системами в Древней Греции, Египте, Риме и других странах были рабовладельческие государство и право. Никто не оспаривает того факта, что на территории нынешней России, Польши, Германии и ряда других стран никогда не было рабства. Исторически первыми здесь возникали не рабовладельческие, а феодальные государство и право. 

Не оспариваются и многие другие исторические факты, касающиеся происхождения права. Однако этого нельзя сказать обо всех  тех  случаях,  когда речь идет  о причинах, условиях, природе и характере происхождения права. Над единством или общностью мнений здесь преобладает разнобой.

В мире всегда существовало и существует множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и развития права. Это вполне естественно и понятно, ибо каждая из них отражает  различные взгляды. Цель работы – рассмотреть основные теории происхождения права. Для этого и поставлены следующие задачи (основные вопросы, подлежащие разработке (исследованию)): изучение современных взглядов на происхождение права.

 

1. Естественно-правовая теория

        Естественно-правовые взгляды  берут свое начало еще в  Древней Греции и Древнем Риме. Они связаны  с именами  Демокрита, Сократа, Платона и отражают  попытки  выявления  нравственных, справедливых  начал в праве, заложенных  самой природой человека.

    «Закон, - подчеркивал Демокрит, - стремится  помочь жизни людей. Но он может этого достигнуть только тогда, когда сами граждане желают жить счастливо: для повинующихся закону  закон – только  свидетельство их  собственной добродетели».

    Естественно-правовая теория прошла  сложный путь развития, ее популярность, всплески  расцвета  всегда были связаны со стремлениями людей  изменить  свою жизнь  к лучшему – это и эпоха Возрождения, и эпоха  буржуазных революций, и современная эпоха перехода к правовому государству.

Естественно-правовая теория происхождения права нередко называется в научной литературе договорной теорией или теорией договорного происхождения права.

    Среди политико-правовых концепций XX века особое место занимают учения о естественном праве. Они продолжают традиции философского осмысления права и опираются на различные доктрины, сложившиеся в современной западноевропейской и американской философии, - томизм, неокантианство, неогегельянство, экзистенциализм, феноменологию, персонализм.

    Подобно классическим учениям XVII-XVIII веков, современные естественно-правовые теории признают существование наряду с позитивным правом (законами и обычаями) идеального порядка отношений между людьми. Этот высший нормативный порядок и называют естественным правом.

    Согласно  таким  взглядам,  законы  государства   являются  действительными  и  легитимными  лишь  в  том   случае,  если  они   соответствуют   идеальному  праву.

    Современное понимание  естественного  права   вместе  с  тем  существенно   отличается  от   предшествующих  трактовок.

    По  сравнению с эпохой антифеодальных революций коренным образом изменились,  прежде всего, взгляды на человека как носителя естественных прав.

    В противоположность доктринам прошлого, основанным на представлениях об изолированном, обособленном индивиде, философия и правоведение XX века рассматривают человека с точки зрения его социальных определений, как участника многообразных общественных связей.

    В перечень естественных прав соответственно включают не только неотъемлемые права личности, призванные гарантировать ее независимость от государственной власти, но и социально-экономические права человека, свободу объединения в политические партии и общественные союзы, права социальных общностей (например, право наций на самоопределение, право народа устанавливать конституцию государства и т. п.).

    Новейшие естественно-правовые учения смыкаются с теориями социального государства и плюралистической демократии.

    С этим связана и другая особенность современных концепций. Естественное право в них не рассматривается больше как совокупность незыблемых, раз и навсегда установленных разумом предписаний. Метафизическим и априорным доктринам эпохи  Просвещения противопоставляют идеи «естественного права с изменяющимся содержанием» (термин введен в оборот немецким юристом Р. Штаммлером), принципы исторически развивающегося правосознания, нравственные и духовные ценности конкретного общества или народа.

    Естественно-правовые воззрения и современной юриспруденции, иначе говоря, сочетаются с историческим и социологическим изучением правовых идеалов.

    В литературе начала XX века такой подход именовали «возрожденным естественным правом», понимая под ним возрождение на новой методологической основе традиций рационалистического обоснования права, которые были прерваны во второй половине прошлого столетия развитием юридического позитивизма и формально-догматической юриспруденции.

   К настоящему времени этот термин вышел из употребления.

    Неотомисты (Ж. Маритен, В. Катрайн, И. Месснер) возводят свое понимание естественного закона к философии Фомы Аквинского, чье учение получило в 1879 году  одобрение и поддержку со стороны католической церкви. Официальное толкование доктрины было дано в энциклике папы Льва XIII «Rerum  novarum» (1891 г.), в последующих энцикликах римских первосвященников.

    Виднейший   представитель  современного  томизма – французский  философ  и  общественный  деятель   Жак  Маритен (1882 – 1973). 

    Известность пришла  к нему  в 30-е годы, когда  он преподавал  в США  и Канаде  и преложил немало усилий  к  тому, чтобы укрепить  позиции  католицизма  на   американском континенте.

    В 1945 – 1948  годах  Маритен  был  послом   Франции  в Ватикане, участвовал  в подготовке проектов Всеобщей декларации прав человека. Главные его сочинения по проблемам социально-политической теории – «Интегральный гуманизм», «Права человека и естественный закон», «Человек и государство».

    Концепция Маритена, как и других последователей неотомизма, построена на соединении традиционных для религиозной философии представлений о божественном происхождении государства и права с положениями современной науки: принципами историзма, идеями развития культуры и социальной обусловленности политики.

    Философ стремился выработать «интегральную» доктрину, открытую для гуманистических и демократических воззрений современной эпохи. В своих трудах Маритен проводил различие между первопричиной социальных институтов (усматривая таковую в Боге) и реальной детерминацией происходящих в обществе событий.

    «Проистекая всецело от народа, власть изначально происходит от Бога», - писал он. Учение Маритена представляло собой не что иное, как один из вариантов модернизации социальной теории католицизма применительно к условиям высокоразвитого индустриального общества.

    Источником естественного закона, согласно концепции, является Бог, который обладает абсолютным суверенитетом над своими созданиями и не несет перед ними моральных обязанностей.

Категория: История и право | Добавил: kosoi1331a
Просмотров: 789 | Загрузок: 198 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]