Главная » Файлы » Рефераты » История и право [ Добавить материал ]

Зарождение права
[ Скачать с сервера (13.3 Kb) ] 06.01.2011, 13:13

Зарождение права

 Роль религии в государственно-правовых системах Древнего Востока

 Древний Египет

Древнейшей формой религии Египта было почитание местных номовых божеств – покровителей. Каждый ном чтил свое священное животное, связанное так или иначе с местным богом: последний изображался нередко или в виде этого животного, или в смешанном, зооантропоморфном образе.

Высшим же культом был культ солнечного божества, грозного и благого, дающего жизнь и испепеляющего. Египет называли Страною солнца, фараонов – сынами Солнца. В Древнем царстве почитали бога солнца Ра. Воплощением солнечного божества, побеждающего силы мрака, был бог Гор, светлый соколо, сын Осириса.

 

Древняя Индия

Большую роль в духовной жизни Древней Индии играла религия. Главным религиозным течением был индуизм (ему следует сейчас более 80 % населения Индии); корни этой религии уходят в глубокую древность.

О религиозных и мифологических представлениях племен ведийской эпохи можно судить по памятникам того периода – ведам, содержащим богатый материал по мифологии, религии, ритуалу. Ведийские гимны считались и считаются в Индии священными текстами, их изустно передавали из поколения в поколение.

Эти обращения к богам, гимны и заклинания рисуют мир ведийского человека, его верования принято называть ведизмом. Одной из характерных черт ведийской религии является политеизм – поклонение многим богам и божествам.

Индиец эпохи вед обожествлял силы природы, одушевлял растения, горы, реки. Позднее оформилось учение о переселении душ. Индийцы верили, что ведущий благостную жизнь отправляется после смерти в рай, грешника же ждут гонцы бога загробного мира – Ямы.

Чтобы завоевать расположение богов, индийцы приносили ему жертвы, молили о помощи, потомстве и богатстве. Конечно, жертвоприношения не были одинаковыми – богатые устаивали пышные церемонии, бедные довольствовались поднесением цветов и «священной воды». В ведах рассказывается о жертвенном огне в честь богов, в который бросали зерна, возливали опьяняющий «напиток бессмертия» - сому, приносили в жертву животных.

В ведийских гимнах выражается мысль о том, что даже боги не вечны, что творцом было некое «абстрактное божество», что из великана Пуруши родилось все – земля, небо, солнце, люди боги. В «Гимне о сотворении мира» основой бытия провозглашается нечто безличное.

Многие черты ведизма вошли в индуизм, хотя это была уже развитая религия, отражающая иной этап в духовной жизни.

В индуизме на первый план выдвигается бог-творец.

Древний Китай

Религиозной структуре Китая всегда была свойственна незначительная роль духовенства. Чаще всего ученые выполняли важнейшие функции жрецов в честь Неба – высшей всеобщности, абстрактной и холодной, безразличной к человеку. Именно они были уважаемым и привилегированным сословием в Китае.

Эти особенности религиозной культуры Китая были заложены в глубокой древности, начиная со второго тысячелетия до н.э. Как и у других народов, у китайцев было множество богов и духов, которым они приносили жертвы, в том числе и кровавые. Но с течением времени на первый план среди этих богов стал выходить Шанди, верховное божество и легендарный родоначальник, их предок-тотем.

  Итак, в китайской традиции религия обернулась этикой, индивид в ней как бы заслонил богов. Акцент на моральной и совершенно беспристрастной воле Неба потребовал и соответствующей трактовки народа.

 

Роль армии в государственном механизме Древнего Рима

Армия представляла собой в течение всех лет республики (до эпохи диктатур) народное ополчение и уже по одной этой причине бывшей силой, стоявшей на пути к неограниченной царской власти или установлению олигархической формы правления

Когда с широкой завоевательной  политикой Рима, сначала в самой Италии, а затем и на всем ареале земель, омываемых Средиземным морем, римская армия стала постоянным инструментом политики, наемной силой, содержащейся за счет завоеванных народов, разрушилась преграда перед военными диктатурами и появилась возможность перехода к монархическому управлению.

Армия стала постоянной и наемной. Солдаты служили 30 лет, получая жалованье, а по выходе в отставку – значительный земельный участок. Командный состав армии комплектовался из сенаторского и всаднического сословий. Рядовой солдат не мог подняться выше должности командира сотни – центуриона.

Армия в ранний период

Всего родов было 300, по 100 в каждом племени. Десять родов образовывали курию (10 курий – триба - племя). Такая организация была и остается предметом научной дискуссии вследствие ее явного искусственного происхождения. Это, по сути дела, рационально устроенная армия, на раннем этапе, при Ромуле, завоевавшая и отстаивающая захваченную землю, а затем приступившая к планомерному захвату Италии.

Армия в поздний период

Армия, увеличенная на треть, была поделена на две части: одна ее часть размещалась на границах империи, другая, мобильная, обеспечивала внутреннюю безопасность Римской республики.

 

Источники и структура партикулярных систем светского права

 

Правовая система как философское понятие - это некое целостное явление, состоящее из частей (элементов), взаимосвязанных и взаимодействующих между собой. Как целое невозможно без его составляющих, так и отдельные составляющие не могут выполнять самостоятельные функции вне системы.

Понятие «правовая система» имеет существенное значение для характеристики права той или иной страны. Обычно, в этом случае говорится о «национальной правовой системе», например, России, Великобритании, Китая.

И вот в отношении той или иной страны использование понятия «национальная правовая система» очень важно потому, что в ней наряду с собственно правом могут играть определяющую роль либо судебная (юридическая) практика, либо правовая идеология, от чего в свою очередь зависит весь строй, «весь мир» правовых явлений.

Структура и источники партикулярных систем светского права

1. Семья нормативно-законодательных систем континентальной Европы - романо-германское право (в этих системах источник права - закон);

2. Семья нормативно-судебных, англосаксонских правовых систем - прецедентное право Великобритании, США (в этих системах доминирующее значение имеет судебная, юридическая практика, прецедент);

3. Семья религиозно-традиционных, заидеологизированных  систем - мусульманское право, советское право (здесь главную роль играют религия, партийная идеология).

Второе же, система права, касается только самого права, его строения.

Право как система характеризуется следующими признаками:

Во-первых, система права характеризуется объективностью. Она не может создаваться по субъективному усмотрению людей, поскольку обусловлена реально существующей системой общественных отношений.

Во-вторых, для системы права характерны единство и взаимосвязь норм, ее составляющих. Они не могут функционировать изолированно.

В-третьих, система права как целостное образование охватывает все нормы, действующие в той или иной стране, и представляет собой сложный многоуровневый комплекс, состоящий из норм права, правовых институтов и отраслей права.

Большое влияние на правовую систему оказывают политика и в целом политическая культура общества. Так, например, правовые системы Древнего Рима, Китая, Индии, Египта были органически взаимосвязаны с религией; морально-этические элементы культуры, правовые ценности выступали в религиозной форме, опирались на религию.

По сходству, единству элементов правовые системы различных государств принято объединять в группы – «правовые семьи». В качестве объединяющего признака при таких группировках принято принимать во внимание источники права, частное или публичное право, другие юридические качества. Кроме того, существует способ объединения правовых систем в группы на основе анализа того типа общества, к воплощению которого стремится то или иное государство на основе действующей в нем правовой системы.

Романо-германская правовая  семья

Основным признаком романо-германской правовой семьи является ее формирование на основе римского права.

Романо-германская правовая семья объединяет правовые системы многих государств современного мирового сообщества. Существует она на европейской территории в странах латинской (Италия, Испания, Португалия) и романо-германской (Франция, Германия, Швеция) языковых групп. Кроме того,  к этой правовой семье относятся правовые системы государств континентальной Европы, Латинской Америки, значительной части Африки, стран Ближнего Востока. Во многих странах - например, в Японии - отчетливо наблюдается влияние этой правовой семьи.

Категория: История и право | Добавил: kosoi1331a
Просмотров: 883 | Загрузок: 126 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]