Главная » Файлы » Рефераты » История и право [ Добавить материал ]

Восточные славяне
[ Скачать с сервера (21.0 Kb) ] 05.01.2011, 21:36

Восточные славяне

Введение

В своей работе мы рассмотрим хозяйство и быт наших предков – восточных славян. Открытия археологов позволяют говорить, что предки нынешних славянских народов - праславяне известны с середины II тысячелетия до н. э. Первые письменные свидетельства о славянах относятся к рубежу I тысячелетия н. э. О славянах сообщают греческие, римские, арабские, византийские историки. Античные авторы упоминают славян под именами венедов, антов, склавинов. Они называют их "бесчисленными племенами”, "великим народом”.

Наша работа структурно состоит из введения, четырех вопросов, заключения и списка используемой литературы.

 1. История происхождения восточных славян

1.1 Ареол обитания и развитие языка древних славян

Славяне - самая многочисленная ветвь народов, говорящих на языках индоевропейской языковой семьи. Язык является важ­нейшим распределяющим признаком этнической общности. Эле­менты современных языков восходят к глубокой древности, ко временим первобытнообщинного строя, когда орудия труда изго­тавливались из камня, т. е. во времена неолита, а может быть, и мезолита. Так, в одних индоевропейских языках данный тер­мин обозначает "камень”, "кремень”, а в других - "молот”, "то­пор”, "нож”. О глубокой древности индоевропейских языков говорит и терминология родства, сложившаяся во времена ма­теринского рода. Индоевропейская речь в те далекие времена звучала в средней полосе Европы с ее умеренным климатом. Об этом говорит близость в индоевропейских языках названий ели, сосны и березы, а также рек и озер на пространстве от степей Восточной Европы до Карпат, Вислы и Дуная.

Распад индоевропейской языковой общности падает на конец неолита, на V-IV тысячелетия до н. э. К более позднему времени (I тысячелетие до н. э.) относится формирование общесла­вянского языка. В нем сохранилась память о том времени, когда орудия труда еще нередко изготавливались из кремня. Славян­ские термины, обозначающие различные степени родства и понятия времен родового быта, свидетельствуют о том, что родовой строй славяне прошли еще в период своего языкового единства. С течением времени в древнеславянском языке стала развивать­ся сельскохозяйственная терминология, что свидетельствовало о появлении и распространении у славян земледелия уже после выделения их из общеиндоевропейского единства. Для определе­ния древнейшей области расселения славян большое значение имеет то, что в общеславянском языке широко распространены названия для обозначения озер, болот, лесов и определенных пород деревьев, что свидетельствует о расселении славян в лес­ной полосе умеренной зоны, изобилующей озерами и болотами. Такая полоса тянется к востоку от Эльбы и Одера. Об этой области говорят и общеславянские названия растений, птиц и рыб, множество географических названий (Висла, Десна, Вепрь, Бобр, Тетерев, Припять, Березина, Ельня, Липа).

На территории от Лабы (Эльбы) до левобережья Днепра из­вестны славянские по своей этнической принадлежности культу­ры эпохи бронзы и железа, датируемые V-Х вв.н.э. (пражская, корчаковская, более поздняя роменско-боршевская и др.), как предполагают некоторые археологи, по ряду признаков генетиче­ски связанные с предшествующими культурами - праславянскими или смешанного типа (лужицкая, поморская, зарубинецкая ).

Древние авторы Гесиод (VII в. до н. э.), Геродот (V в. до н. э.) сообщают, что на севере, у берегов моря, живут энеты, из земель которых .поступает янтарь. Действительно, янтарь, находимый в странах античного мира, балтийского происхожде­ния. Плиний Старший и Тацит (I в. н. э.) говорят о венедах, ко­торые живут севернее Карпат, по Висле и соседят с феннами (финно-уграми) на севере и сарматами на юге. На юге, в лесо­степной полосе, славяне ассимилировали остатки земледельче­ских скифских племен и сарматов, о чем говорят скифо-сарматские элементы в древнерусском искусстве и заимствования в древнерусском языке из языков иранских, на которых говорили скифы и сарматы ("хоре”, "хорошо”, "топор”).

 

1.2  . Социальный строй и религия восточных славян

Многочисленные племена славян во IIVI вв. н. э. занимали обширные пространства Центральной и Восточной Европы. Пи­сатели VI в. (Иордан, Прокопий Кесарийский, Маврикий Стра­тег и др.) называют восточную ветвь славян антами, отмечая, что "племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе”, "издревле живут в народоправстве (демократии)”, отличаются выносливостью, храбростью, сплоченностью, гостеприимством, языческим много­божием и обрядами. В среде самих славян-антов шел процесс иму­щественного расслоения, обогащения родоплеменной верхушки, деления власти "вождей” и "князей”.

Первые упоминания об антах относятся ко времени их борь­бы с готами, которые в начале нашей эры пробивались через Полесье и Волынь в Причерноморье. По рассказу историка го­тов Иордана, после смерти готского вождя Германариха (Ерманариха), в конце 70-х или начале 80-х гг. IV в., остготский вождь Бинитар (Витимир), подвластный гуннам, напал на антов, вторгшись в их страну. В первом же столкновении с антами он потер­пел поражение, но затем сумел захватить антского вождя Божа с сыновьями и 70 "старшими вельможами” и распял их, но через год был разгромлен гуннским вождем Баламбером (Валамиром) и убит. Держава Германариха была сметена гуннской волной. Опу­стошительное вторжение гуннов в Восточную Европу и продви­жение их дальше, на запад, в Центральную Европу, не могли не отразиться на антах.

В этот период складываются племенные союзы славян юго-западных земель Восточной Европы. В конце VI и начале VII в. на Волыни, в Верхнем Поднестровье и Побужье под главенством сильного племени волынян и их царя Маджака возникает более прочное политическое образование, которое историки называют "державой волынян”.

"Держава волынян” была разгромлена кочевыми племенами аваров. Память об этом событии сохранилась в рассказе летописца, об "обрах” (аварах), которые на время покорили себе дулебов (волынян). Видимо, подобного рода политическое обра­зование имело место и в Среднем Приднепровье. Наша летопись приводит древнее народное сказание о Кие, основателе Киева, который княжил "в роде своем”, о его поездках в Византию и стремлении обосноваться на Дунае. Такого рода предприятия под силу только более прочным объединениям, чем обычные союзы племен.

Византийцы пишут о многочисленности и силе антов, назы­вают имена их вождей: Идара и его сына Межамира, Хвалибуда, Доброгаста. С ними считались, их приглашали на военную служ­бу в Византию, заключали соглашения.

После падения Рима его преемником и наследником высту­пила Восточно-Римская, Византийская империя. Византийская правящая знать стремилась сохранить рабовладельческие отно­шения, используя для этого и военную мощь империи, и христианскую церковь.

 Византия рассматривала славян как резервуар для попол­нения контингента рабов и наемных воинов, как объект для грабительской торговли. Славяне же, продвигаясь на юг, к богатым городам и плодородным землям, естественно, стремились овла­деть ими и противились стремлению Византии подчинить их сво­ему влиянию.

В 20-х гг. VI в. при византийском императоре Юстиниане восточные и западные славяне вступили в ожесточенную борьбу с Византийской империей и, сокрушив ее оборонительные соору­жения на Дунае, вторглись на территорию Балканского полуост­рова. Спустя некоторое время они появились в других частях империи: на Пелопоннесе, островах Эгейского архипелага и в Малой Азии. Широко расселившись по землям Восточно-Римской империи, особенно на Балканском полуострове, по побе­режью Эгейского и Адриатического морей, славяне скоро стали здесь основной массой населения, особенно сельского.

Общинные отношения, господствовавшие у славян, способст­вовали переходу Византии от рабовладельческого к более пере­довому, феодальному общественному строю.

В VI-VIII вв. славяне заселили заэльбские земли, кое-где дойдя до Рейна, а на востоке они вышли к верховьям Дона и Оки, в междуречье Волги и Оки, к берегам Ладожского озера, Неве и Нарове. Сталкиваясь с кельтами, германцами, балтийца­ми, финно-уграми, они смешивались и частью ассимилировали их. Многочисленные славянские племена начали складываться в народности и вступали на путь формирования феодальных отно­шений, на путь образования государств. Во второй половине I тысячелетия н. э., они занимали обширные пространства Вос­точной Европы. О расселении восточнославянских племен со­общает древнерусская летопись "Повесть временных лет”.

В верховьях Днепра, Волги и Западной Двины обитали кривичи расселявшиеся на север и северо-восток. Часть кривичей, заселивших течение реки Полоты, носила название полочан. В области Волхова и Ильменя жили словене, в Полесье, между "Припятью и Березиной, - дреговичи, между Сожем и Ипутью - радимичи. По Десне, Сейму и Суле тянулись земли северы, или северян; в верховьях Оки, расселяясь вниз по ее течению, жили вятичи; по обоим берегам Среднего Днепра, у Киева, обитали поляне. По рекам Тетереву и Ужу лежала земля древлян; на Волыни жили дулебы (бужанё, или волыняне), по склонам Кар­патских гор - хорваты, а от Побужья  и  низовьев Днепра до устья Дуная протянулись земли уличей и тиверцев.

Некоторые из этих племен представляли собой племенные союзы (кривичи, вятичи и др.), другие - территориальные объ­единения (полочане, бужане, или волыняне). К IX в. собственно племенной строй у восточных славян был уже изжит, и под на­званием племен в "Повести временных лет” выступают более или менее сложные этнические объединения.

Известно, что древние славяне в своих верованиях обожествляли силы природы. Ивестны многие языческие культы, среди них были: культ Перуна, Даждьбога, Хороса, Симаргла, Стрибога, Мокоши. У статуй богов производились церемонии жертвоприношений, для того чтобы задобрить богов и выпросить их милость, в том числе, и человеческие.

Категория: История и право | Добавил: kosoi1331a
Просмотров: 601 | Загрузок: 192 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]