Главная » Файлы » Рефераты » Экономическая теория [ Добавить материал ]

Рынок, равновесие, равновесная цена
[ Скачать с сервера (81.6 Kb) ] 02.12.2010, 12:32

План работы

I. Рынок, равновесие, равновесная цена.

1.    Рынок.

1.1.        Понятие рынка.

1.2.        Национальный рынок.

1.3.        Спрос, предложение, цена.

2.    Равновесие.

2.1.        Смещение кривой спроса.

2.2.        Смещение кривой предложения.

3.    Равновесная цена.

3.1.        Равновесная цена и эффективность.

3.2.        Равновесная цена и фактор времени.

II. Закрытая и открытая экономика. Фиксированные и плавающие курсы валют.

1.    Закрытая и открытая экономика.

1.1.        Понятия закрытой и открытой экономики.

1.2.        Теория оценки.

2.    Фиксированные и плавающие курсы валют.

2.1.        Валютный курс.

2.2.        Валютный рынок.

2.2.1.Валютный рынок при плавающем курсе.

2.2.2.  Валютный рынок при фиксированном курсе.

I.                  Рынок, равновесие, равновесная цена.

1.Рынок

1.1. Понятие рынка

Под воздействием объективных закономерностей развития общественного разделения труда в экономике постоянно происходит в тех или иных формах обособление отдельных видов хозяйственной деятельности. Одновременно этот процесс закрепляется отношениями, порождаемыми институтом собственности. Поиск наиболее эффективного использования имеющихся ресурсов на путях становления разнообразных форм сотрудничества- специализации и кооперации, концентрации и комбинирования, диверсификации производства - всегда требовал установления между обособившимися производственными единицами, как равноправными партнерами, хозяйственных связей на основе обмена. Таким образом, возникает новая форма общественного производства — товарное производство, при кото­ром продукты (товары) изготавливаются не для собственного по­требления, а для обмена посредством их купли-продажи. Первона­чально его развитие происходило на основе природно-климатичес­ких факторов, а затем все больше базировалось на социально-эко­номических факторах. Расширение и углубление общественного разделения труда все более содействовало развертыванию товарно-денежных отношений. Именно установление таких связей между многочисленными хозяйственными субъектами, каждый из которых стремится реали­зовать свой экономический интерес, и обеспечивает нормальное беспрерывное функционирование национальной экономики. Поэтому основополагающую характеристику рынка можно свести  к следующему определению: рынок — это система экономических связей между хозяйственными субъектами, которая базируется на меновых отношениях и платности всех благ и услуг. Такое определение рынка позволяет избежать упрощенных и по сути своей не­верных его трактовок. Не следует понимать под рынком ни место, где происходят обменные операции, хотя оно и называется рын­ком, ни торговлю как вид деятельности, связанный с куплей и про­дажей товаров. Когда мы говорим о рынке, то непременно должны подразумевать всю совокупность структур экономических отношений между хозяйственными субъектами, основывающихся на принципе возмездности предоставляемых товаров и услуг. Следо­вательно, если взять национальную экономику в целом и исклю­чить из нее те экономические отношения юридических и физичес­ких лиц, которые строятся на безвозмездности, проще говоря, бес­платности, то получим понятие «национальный рынок».                                  

1.2.Национальный рынок                      

         К таким безвозмездным отношениям относятся все финансо­вые отношения в их экономическом содержании, когда собствен­ность на благо и его стоимость переходят к другому лицу. Это налоги, социальные выплаты, субсидии, дарения, завещания и т.д. Однако необходимо отметить, что хотя эти отношения прямо и непосредственно не относятся к рынку, тем не менее косвенным образом оказывают воздействие на его состояние и функциониро­вание.                                                                                        Предположим, что здравоохранение получает из бюджета для своего развития какие-то средства, безработный — пособие по без­работице и т.д. Это финансовые отношения в чистом виде, ибо про­исходит безвозмездное одностороннее финансирование юридичес­ких и физических лиц. Однако получив средства, эти хозяйственные субъекты отправляются на рынок, чтобы обменять полученные средства (деньги) на необходимые для их жизнедеятельности или функционирования товары и услуги. В результате на рынке появля­ется дополнительный спрос, что может вызвать изменение цен и т.п. Следовательно, сама социальная среда выступает одним из факто­ров функционирования и развития рыночных отношений.                                               Рынок обеспечивает установление и поддержку прямых и об­ратных связей между производителями и потребителями. Измене­ние потребностей вызывает и изменение предложения. Так, потре­бители через спрос воздействуют на изменение производства в нужном для общества направлении. В свою очередь, производство, предлагая новые товары и услуги, воздействует на изменение структуры общественного спроса. Таким образом, через рынок происходит стихийное установление соответствия структуры об­щественного производства всей совокупности благ объему и струк­туре общественных потребностей.

1.3.Спрос, предложение, цена

Основными элементами рыночного механизма являются цена, спрос и предложение. Спрос выражает далеко не всю гамму потреб­ностей населения, а лишь ту ее часть, которая обеспечена его поку­пательной способностью, т.е. денежным эквивалентом. Поэтому спрос отражает реальный объем и структуру общественных потреб­ностей. Предложение представляет собой, собственно говоря, ры­ночные фонды (запасы), т.е. совокупность товаров, поступающих для окончательной реализации. Соотношение между спросом и предложением, в конечном счете устанавливает цену. Цены в свою очередь несут информацию о состоянии рынка, как для потребите­лей, так и для производителей. Они предопределяют поведение каждого хозяйственного субъекта на рынке. В цене суммируются и балансируются бесчисленные индивидуальные экономические ре­шения.                                                        Между основными элементами рыночного механизма устанав­ливаются весьма сложные причинно-следственные и функцио­нальные связи, складывающиеся под воздействием множества со­циально-экономических, политических, психологических, орга­низационно-технических, организационно-управленческих и дру­гих факторов. Если давать рыночному механизму обобщающую ха­рактеристику, то он представляет собой механизм формирования цен и распределения ресурсов или механизм установления эконо­мических отношений (между продавцами и покупателями товаров и услуг) на основе цен, количества благ и их структуры.

В развитом товарном производстве обмен осуществляется с по­мощью денег. Деньги служат необходимым условием взаимодей­ствия различных видов трудовой деятельности и их включением в систему общественного разделения труда. Именно с помощью денег, акта купли-продажи происходит признание обществом по­лезности того или иного блага. Реализация товаров происходит по форме  Т — Д — Т (где Т — товар, Д — деньги) при оплате на­личными или по форме Т О Т Д (где значение символов Т и Д сохраняется, а О — обязательство платежа) при продаже то­варов в кредит.      

 

2. Равновесие

 

2.1. Равновесие: реальный объем производства и уровень цен

Равновесием в экономической системе называется такое состояние, при котором каждый участник этой системы не хочет изменить свое поведение. На рынке блага действующими лицами являются продавцы и покупатели, которые решают продать или купить определенное количество блага в зависимости от его цены. Равновесие на рынке возникает в том случае, если все продавцы и покупатели смогут купить или продать то количество блага, которое они хотят купить или продать. Равновесием на рынке называется ситуация, когда продавцы предлагают к продаже ровно такое количество блага, которое покупатели решают приобрести (объем спроса равен объему предложения).

Поскольку продавцы и покупатели хотят продать или купить различные количества блага – в зависимости от его цены, для рыночного равновесия необходимо, чтобы устанавливалась такая цена, при которой объемы спроса и предложения совпадут. Другими словами, цена уравнивает объемы спроса и предложения. Цена, вызывающая совпадение объемов спроса и предложения, называется равновесной ценой, а объемы спроса и предложения при этой цене называются равновесными объемами спроса и предложения.

В условиях равновесия происходит так называемое очищение рынка – на рынке не остается ни непроданного блага, ни неудовлетворенного спроса (покупателей, желающих купить благо по установившейся цене и не сумевших это сделать из-за отсутствия продавцов).

Таким образом, чтобы найти равновесие на рынке некоторого блага, нужно определить, какая цена вызовет на этом рынке такой объем предложения, который будет соответствовать объему спроса – при этой цене продавцы принесут на рынок, ровно столько произведенного ими блага, сколько покупатели захотят унести. Такая цена называется равновесной ценой, а объем спроса и предложения соответствующий ей – равновесными объемами спроса и предложения.

Для определения равновесия нужно воспользоваться функциями спроса и предложения и определить, при каком значении цены функции спроса и предложения дадут одинаковые значения. 

Рассмотрим рис.1.1, на котором кривые совокупного спроса и совокупного предложения пересекаются в точке К, соответствующей промежуточному отрезку кривой Пc. Точку пересечения кривых спроса и предложения называют точкой равновесия. Пересечение кривых совокупного спроса (Сc) и совокупного предложения (Пc) определяет равновесный уровень цен и равновесный уровень национального производства. Чтобы показать, почему ЦК представляет собой равновесную цену, а QК - равновесный реальный объем национального производства, предположим, что уровень цен выражен значением ЦL, а не ЦК. По кривой ПС  определяем, что при уровне цен ЦL реальный объем национального продукта не превысит QL,тогда как потреби­тели внутри страны и иностранные покупатели готовы потребить в объеме QM, который соответствует точке М на кривой Сс. Конкуренция среди покупателей за обладание имеющимся нацио­нальным продуктом взвинтит цены до уровня ЦК.                                                                 В результате повышения уровня цен с ЦL до ЦК производители готовы будут увеличить объем продукции с QL, до QК, а потребители умерят масштабы желаемых покупок с QM до QК. Когда реальные объемы производимого и покупаемого национального продукта будут равны, в экономике наступит равновесие. Этому равновесно­му состоянию экономики соответствует равновесный уровень цен ЦК и равновесный объем продукта QК.                                                                                                               

Получить ответы на вопросы
Категория: Экономическая теория | Добавил: kosoi1331
Просмотров: 5758 | Загрузок: 334 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.2/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]