Главная » Файлы » Рефераты » Психология | [ Добавить материал ] |
[ Скачать с сервера (15.2 Kb) ] | 12.12.2010, 21:47 |
Психология речи Введение Включенность человека в разного рода развивающиеся системы, экологические и социальные, определяет чрезвычайную сложность и разнородность детерминации индивидуального развития, обусловленность его биологическими и социальными законами. При этом важно учитывать и роль самого человека как субъекта труда, общения и познания в его психической эволюции. С момента рождения развитие элементарных психических функций и удовлетворение естественных потребностей осуществляется не в процессе прямых контактов ребенка с природными условиями, а опосредованно, через социальное окружение, поэтому, будучи беспомощным, он с момента рождения ориентирован на взрослого, на его распознавание. Именно эти связи со взрослым и способствуют развитию индивидной организации ребенка. Среда развития создается, организуется также самими взрослыми. Человек – не только представитель вида. Как член сообщества, он осуществляет свою жизнедеятельность и развивается в социальной макросистеме в качестве общественного индивида а, следовательно, детерминируется ее условиями и факторами. К последним относится совокупность социально-экономических, политико-правовых, идеологических факторов. Основная специфика развития коммуникативной функции речи в системе «человек – общество» заключается в том, что она осуществляется путем включения человека в многообразные формы и виды общения, познания и деятельности и опосредуется историческим опытом и уровнем культуры, созданной человечеством. Целью нашей работы является исследование процесса усвоения ребенком коммуникативной функции речи в ходе его психического развития. Коммуникативная функция речи а) понятие коммуникации 1. Первое понятие коммуникации как таковой – понятие, близкое к понятию общения, но расширенное. Это – связь, в ходе которой происходит обмен информацией между системами в живой и неживой природе. Коммуникативный акт анализируется и оценивается по следующим компонентам 1) адресант – субъект коммуникации; 2) адресат – кому направлено сообщение; 3) сообщение – передаваемое содержание; 4) код – средства передачи сообщения; 5) канал связи; 6) результат – то, что достигнуто в итоге коммуникации. Коммуникация может обслуживаться и неречевыми средствами. Среди них выделяются: 1) средства оптико-кинетические – жесты, мимика, пантомимика; 2) средства паралингвистические – качество голоса, его диапазон, тональность; 3) средства экстралингвистические – паузы, плач, смех, темп речи; 4) средства пространственно-временные – взаиморасположение партнеров, временные задержки начала общения и др. 2. Коммуникация также рассматривается и как смысловой аспект социального взаимодействия. Поскольку всякое индивидуальное действие осуществляется в условиях прямых или косвенных отношений с другими людьми, оно включает – наряду с физическим – коммуникативный аспект. Основные функции процесса коммуникации состоят в достижении социальной общности при сохранении индивидуальности каждого ее элемента. В отдельных актах коммуникации реализуются управленческая, информативная, эмотивная и фатическая функции.
б) коммуникативная компетентность Под коммуникативной компетентностью обычно понимается способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. В состав компетентности включают совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективное общение. Такого рода компетентность предполагает умение изменять глубину и круг общения, понимать и быть понятым партнерами по общению. Коммуникативная компетентность – это развивающийся и в значительной мере осознаваемый опыт общения между людьми, который формируется в условиях непосредственного взаимодействия. Процесс совершенствования коммуникативной компетентности связан с развитием личности. Средства регуляции коммуникативных актов являются частью человеческой культуры, и их присвоение и обогащение происходит по тем же законам, что и освоение и преумножение культурного наследия в целом. Во многом приобретение коммуникативного опыта происходит не только в ходе непосредственного взаимодействия. Из литературы, театра, кино чело век также получает сведения о характере коммуникативных ситуаций, проблемах межличностного взаимодействия и способах их решения. В процессе освоения коммуникативной сферы человек заимствует из культурной среды средства анализа коммуникативных ситуаций в виде словесных и визуальных форм. Коммуникативная компетентность непосредственно связана и с особенностями выполняемых человеком социальных ролей. Коммуникативная компетентность предполагает адаптивность и свободу владения вербальными и невербальными средствами общения и может рассматриваться как категория, регулирующая систему отношений человека к самому себе, природному и социальному миру. Таким образом, и индивидуально-личностные качества, и социально- культурный и исторический опыт способствуют формированию компетентности в общении. Одной из задач коммуникативной компетентности является оценка когнитивных ресурсов, обеспечивающих адекватный анализ и интерпретацию ситуаций. Таким образом, можно сказать, что развитие компетентности в общении предполагает адекватный выбор и использование всего набора средств, ориентированных на развитие личностных субъект-субъектных сторон общения и субъект-объектных составляющих этого процесса. В самом широком смысле компетентность человека в общении можно определить как его компетентность в межличностном восприятии, межличностной коммуникации и межличностном взаимодействии.
в) коммуникативная функция речи Коммуникативная функция речи является интегральной, обобщающей, поскольку речь вообще имеет смысл только в общения. Здесь достаточно большой круг вопросов: ° соотношение вербальных и невербальных средств общения, ° использование паралингвистических способов для повышения эффективности общения, прежде всего показателей пространства и времени, ° разработка и оценка разных стилей общения – от дружеского по горизонтали с людьми вашего же положения и возраста до официального по вертикали с людьми выше вас по статусу, возрасту, социальной значимости, ° общение в эмоционально нейтральных или положительных ситуациях и общение в экстремальных и конфликтных условиях. Самостоятельный интерес представляют и масштабы общения – от двух участников диалога до дискуссии со многими участниками, а также его формы – прямые, лицом к лицу, и опосредованные различными средствами связи. | |
Просмотров: 901 | Загрузок: 200 | |
Всего комментариев: 0 | |